Председатель совета директоров DaimlerChrysler Дитер Цетше официально объявил о продаже американской «дочки» концерна — автопроизводителя Chrysler. Трансатлантическое партнерство немецкого и американского автогигантов, гордо названное в свое время руководителем Daimler-Benz Юргеном Шремппом «браком, заключенным на небесах», оказалось провальным по всем показателям. Финансовые проблемы Chrysler так и не решены, а Daimler в своем развитии отброшен как минимум на десять лет назад.
Продажа задаром
Новым владельцем Chrysler станет американский инвестиционный фонд Cerberus — именно он, а не канадский производитель автозапчастей Magna, который еще недавно рассматривался в качестве основного претендента на приобретение Chrysler, предложил немецкому концерну лучшие условия по передаче кризисного актива. Созданный пятнадцать лет назад инвестфонд (управляет компаниями общей стоимостью 20 млрд долларов и с годовым оборотом 60 млрд долларов) получит в собственность 80,1% акций Chrysler. Оставшиеся 19,9% останутся во владении Daimler.
Хотя формально Cerberus заплатит Daimler 5,5 млрд евро (в 1998 году Daimler отдал за Chrysler 36 млрд долларов), из этой суммы немцам достанутся сущие крохи — всего 1 млрд евро. Остальные деньги будут направлены на развитие производственного подразделения Chrysler (3,7 млрд) и санацию кредитно-финансового подразделения компании (0,8 млрд). Более того, по условиям сделки Daimler обязуется погасить 1,5 млрд евро долгов Chrysler, так что в итоге немцы еще и останутся внакладе.
Финансовая выгода Daimler состоит в другом — Cerberus берет на себя все обязательства Chrysler по пенсионному и медицинскому страхованию своих работников, а они оцениваются примерно в 18 млрд долларов.
Мечта себе в убыток
Продажа Chrysler — это не просто процедура избавления от убыточного актива, не поддающегося санации. Расставание Daimler со своей американской «дочкой» — это крах немецкой мечты о мировой автомобильной экспансии, жирная точка в амбициозных планах немецкого концерна по созданию транснационального автогиганта и наглядный пример того, как отказ от прагматичной политики в угоду визионерским планам может завести в глубочайший кризис даже самую успешную компанию.
«Слияние с Chrysler с самого начала было лишено экономического смысла», — критикует немецкий концерн эксперт в области автомобильного рынка Эккехарт Венгер. Еще в 1998 году Венгер выступил на собрании акционеров DaimlerChrysler и назвал приобретение американской компании «покупкой лавки с рухлядью за сумасшедшие деньги». Сегодня его слова подтвердились как нельзя лучше, и от этого раздражение руководства концерна становится еще более очевидным. «Я принял решение о продаже Chrysler с тяжелым сердцем. Мы вложили в Chrysler слишком много душевных и физических сил», — написал глава DaimlerChrysler Дитер Цетше в письме, направленном работникам концерна.
Председателю совета директоров DaimlerChrysler можно верить. Практически все десять лет, прошедшие с момента слияния Daimler-Benz и Chrysler в