Председатель совета директоров DaimlerChrysler Дитер Цече официально объявил о продаже американской «дочки» концерна – автопроизводителя Chrysler. Трансатлантическое партнерство немецкого и американского автогигантов, гордо названное в свое время руководителем Daimler-Benz Юргеном Шремппом «браком, заключенным на небесах», оказалось провальным по всем показателям. Финансовые проблемы Chrysler так и не решены, а Daimler в своем развитии отброшен как минимум на 10 лет назад.
Продажа задаром
Новым владельцем Chrysler станет американский инвестиционный фонд Cerberus – именно он, а не канадский производитель автозапчастей Magna, который еще недавно рассматривался в качестве основного претендента на приобретение Chrysler, предложил немецкому концерну лучшие условия по передаче кризисного актива. Созданный 15 лет назад инвестфонд (управляет компаниями общей стоимостью в 20 млрд долларов с годовым оборотом 60 млрд долларов) получит в собственность 80,1% акций Chrysler. Оставшиеся 19,9% акций останутся во владении Daimler.
Хотя формально Cerberus заплатит Daimler 5,5 млрд евро (в 1998 году Daimler отдал за Chrysler 36 млрд долларов), из этой суммы немцам достанутся сущие крохи – всего 1 млрд евро. Остальные деньги будут направлены на развитие производственного подразделения Chrysler (3,7 млрд евро) и санацию кредитно-финансового подразделения компании (0,8 млрд). Более того, по условиям сделки Daimler обязуется погасить 1,5 млрд евро долгов Chrysler, так что в итоге немцы еще и останутся в накладе.
Финансовая выгода Daimler состоит в другом – Cerberus берет на себя все обязательства Chrysler по пенсионному и медицинскому страхованию своих работников, а они оцениваются примерно в 18 млрд долларов.
Мечта себе в убыток
Продажа Chrysler – не просто процедура избавления от убыточного актива, не поддающегося санации. Расставание Daimler со своей американской «дочкой» – это крах немецкой мечты о мировой автомобильной экспансии, жирная точка в амбициозных планах немецкого концерна по созданию транснационального автогиганта и наглядный пример того, как отказ от прагматичной политики в угоду визионерским планам может завести в глубочайший кризис даже самую успешную компанию.
«Слияние с Chrysler с самого начала было лишено экономического смысла», – критикует немецкий концерн эксперт в области автомобильного рынка Эккехарт Венгер. Еще в 1998 году г-н Венгер выступил на собрании акционеров DaimlerChrysler и назвал приобретение американской компании «покупкой лавки с рухлядью за сумасшедшие деньги». Сегодня его слова подтвердились как нельзя лучше, и от этого раздражение руководства концерна становится еще более очевидным. «Я принял решение о продаже Chrysler с тяжелым сердцем. Мы вложили в Chrysler слишком много душевных и физических сил», – написал Дитер Цече в письме, направленном работникам концерна.
Председателю совета директоров можно верить. Практически все 10 лет, прошедшие с момента слияния Daimler-Benz и Chrysler в международный концерн DaimlerChrysler, американская «дочка» концерна приносила немцам одни убытки. Чтобы изыскать средства на поддержание Chrysler на плаву, концерн регулярно сокращал рабочих на своих заводах в Европе и даже частично свернул производство перспективных экономичных мини-каров Smart. На эти шаги немецкое руководство шло ради своей мечты – создания успешного транснационального автоконцерна.
Ради этой же мечты в 2000 году DaimlerChrysler приобрел 37% акций японского автопроизводителя Mitsubishi Motors. Но и это оказалось крайне неудачным, и уже в 2005 году DaimlerChrysler был вынужден избавиться от японского актива, а Юрген Шремпп ушел в отставку. Пост главы концерна занял Дитер Цече, также одержимый идеей сохранения присутствия концерна на американском континенте, несмотря на потери.
Однако финансовый кризис Chrysler оказался слишком тяжелым бременем даже для одержимого идеей транснационального партнерства Цече. Если в прошедшем году убытки Chrysler составили 1,1 млрд долларов, то лишь за первый квартал 2007 года оперативные убытки американской «дочки» концерна достигли 1,4 млрд при 5-процентном падении объема производства.
Учитывая, что за тот же период доналоговая прибыль подразделения по производству легковых автомобилей Mercedes составила 792 млн евро, а производство грузовиков принесло компании 528 млн евро, легко можно понять разочарование немецкого руководства американскими показателями. Медлить дальше было просто нельзя, и Дитер Цече был вынужден пойти на продажу Chrysler – даже понимая, что, скорее всего, это решение будет стоить ему поста председателя совета директоров компании.
Туманное будущее Chrysler
Хотя окончательная передача Chrysler в руки Cerberus состоится лишь осенью этого года, уже сегодня судьба компании вызывает горячие споры. Дело в том, что это первый случай в мировой истории, когда инвестфонд приобретает автомобильного производителя мирового уровня. Пока совершенно непонятно, как именно новые владельцы будут управляться с приобретенной компанией. Тот факт, что Cerberus уже владеет американской компанией по аренде автомашин Vanguard Car Rental, а также немецким производителем запчастей для автомобилей Peguform, никак не проясняет сложившуюся ситуацию. Как не проясняет ее и заявление главы Cerberus Джона Сноу, в котором он заверил работников Chrysler, что Cerberus «не является финансовым жонглером» и «станет для Chrysler долгосрочным инвестором».
Очевидно, что инвестиционный фонд, сам принцип работы которого заключается в скорейшей санации приобретенной компании и перепродаже ее новому владельцу (в этом году Cerberus уже продал приобретенные три года назад компании по аренде автомобилей Alamo и National), просто в силу объективных причин не может быть стратегическим инвестором. Неудивительно, что мнения по поводу перспектив развития Chrysler кардинально разделились.
Так, президент американского профсоюза работников автомобильной промышленности (UAW) Рон Геттельфингер приветствовал приобретение Chrysler инвесткомпанией, заявив, что переход в руки Cerberus полностью соответствует интересам работников компании. В свою очередь, президент канадского профсоюза работников автомобильной промышленности CAW Базз Харгров выразил опасения по поводу планов Cerberus провести массовые сокращения персонала ради оздоровления компании и даже потребовал от инвесторов письменных гарантий сохранения за работниками их мест, которых ему, однако, не дали. Разработанный еще в рамках концерна DaimlerChrysler план санации американского автопроизводителя предусматривает на текущий год сокращение 13 тыс. рабочих мест. Вряд ли руководство Cerberus найдет причины уменьшать эту цифру, тем более что это далеко не самое массовое сокращение рабочих в американской автомобильной промышленности. Например, переживающий глубокий кризис концерн General Motors лишь за два последних года расстался с 34 тыс. своих сотрудников.
Вперед в прошлое
С куда большей точностью можно прогнозировать последствия сделки для компании Daimler. По мнению большинства экспертов, отказ от американской «дочки» ставит жирный крест на экспансионистской политике Daimler и отбрасывает компанию как минимум на 10 лет назад. Дело не столько в том, что, избавившись от убыточной «дочки», Daimler потеряет треть своего оборота. (В прошлом году оборот концерна DaimlerChrysler составил 152,8 млрд евро, из которых на долю Chrysler пришлось 54,2 млрд евро. Таким образом, оборот нового немецкого автопроизводителя Daimler AG составит чуть меньше 100 млрд, и впервые за многие годы Daimler уступит свое лидерство среди немецких автопроизводителей концерну Volkswagen, оборот последнего составил в 2006 году 105 млрд евро.)
Куда большей неприятностью для немцев является то, что вновь ставший исключительно немецкой компанией Daimler стратегически окажется в гораздо более тяжелом положении, чем Daimler-Benz образца 1997 года. Ведь за те 10 лет, что Daimler впустую растратил на попытки создания успешного германо-американского концерна, конкуренция в сегменте автомобилей класса «люкс» существенно выросла.
Главный конкурент Daimler, BMW, успешно избавился от своего убыточного дочернего предприятия Rover и стал одним из наиболее прибыльных автопроизводителей Германии. В отличие от DaimlerChrysler, экономившего на мини-карах Smart, BMW успешно развивал свое подразделение Mini, показывающее сегодня отличные результаты. В затылок немецким компаниям дышит также люксовая «дочка» японской компании Toyota – Lexus. Наиболее же опасным конкурентом в сегменте автомобилей класса «люкс» выступает триада Audi–Porsche–Volkswagen. Объединение проектных центров этих компаний под одной крышей и оптимизация их производства (например некоторые детали VW Touareg, Audi Q7 и Porsche Cayenne сходят с одних и тех же конвейеров) дает этим компаниям критическое конкурентное преимущество. Сегодня совершенно непонятно, в чем может заключаться ответ Daimler на вызовы своих куда более успешных конкурентов. Daimler не обладает ни новыми идеями, способными разрушить конкурентное преимущество BMW, Audi или Porsche, ни материальными ресурсами, достаточными для того, чтобы потеснить соперников.
Другая серьезная проблема Daimler – весьма распыленная, по сравнению с конкурентами, структура собственности. «В то время как, скажем, BMW имеет дело со стратегическими инвесторами, значительная доля акций Daimler находится на руках у огромного количества частных лиц, что может легко стать объектом скупки. Учитывая, что ближайший год станет для Daimler весьма тяжелым, компания окажется весьма уязвимой для враждебного поглощения. Соблазн поглотить Daimler будет очень велик», – пояснил «Эксперту» аналитик центра исследований автомобильной промышленности института экономики FHDW Штефан Братцель. Таким образом, вслед за потерей Chrysler Daimler и сам может потерять свою независимость. Столь высокой может оказаться цена за заблуждение, в котором руководство концерна находилось целых 10 лет.
Франкфурт-на-Майне