С момента заключения союза в 1998 году концерн DaimlerChrysler постоянно сталкивается с проблемами. Chrysler уже третий год подряд заканчивает с убытками, а 2005 год оказался весьма неудачным и для немецкой половины концерна.
14 февраля этого года руководство DaimlerChrysler обнародовало результаты своей деятельности за 2006 год. Совокупная операционная прибыль составила 5,517 млрд евро, что на 332 млн евро больше, чем в 2005 году. Основную прибыль концерну принесла продукция марки Mercedes и производителя грузовых автомобилей Truck Group. Всего оборот германского подразделения концерна возрос на 9% и составил 54,6 млрд евро. Как и ожидалось, крупные потери концерну принес Chrysler -- убытки от деятельности подразделения за 2006 год составили 1,12 млрд евро.
В тот же день глава DaimlerChrysler Дитер Цетше объявил о реструктуризации американского подразделения. В частности, чтобы хоть как-то справиться с кризисом Chrysler и сократить расходы, в этом году планируется уволить около 13 тысяч сотрудников. При этом Цетше сразу оговорил, что «рассматриваются все варианты, в том числе и подбор новых партнеров для своего убыточного подразделения». На этом варианте DaimlerChrysler и остановился. В конце концов, улучшить позиции Chrysler концерн пытался не раз. Несмотря на то, что Chrysler был приобретен с целью прорваться на североамериканский рынок, в итоге модели этой марки стали поставляться в Европу. В прошлом году европейский рынок попытался завоевать Dodge, однако успеха эта легковушка не имела, как и все прочие модели Chrysler.
Европейские аналитики кинулись комментировать ситуацию и сошлись во мнении, что провал Chrysler вполне закономерен просто потому, что Daimler -- производитель элитных автомобилей, а Chrysler играет на массовом рынке. А потому надеяться, что такие неравные партнеры смогут успешно сотрудничать, просто глупо. В этом контексте вспомнили и оказавшийся весьма неудачным союз германо-американского концерна с японской Mitsubishi, с помощью которой DaimlerChrysler намеревался захватить азиатский рынок. Правда, не удалось это сотрудничество несколько по другой причине – Mitsubishi хватало своих проблем (вспомнить хотя бы разразившийся в Японии скандал по поводу смертельно опасных конструктивных дефектов автомобилей Mitsubishi, информацию о которых компания скрывала в течение многих лет). Этот кризис и стал причиной резкого падения продаж марки как в Японии, так и в США. Предоставленный японцами очередной среднесрочный бизнес-план по выводу убыточного Mitsubishi из кризиса требовал от DaimlerChrysler немалых финансовых вложений. Это совершенно не устроило акционеров, и в 2005 году DaimlerChrysler продал свой 12-процентный пакет акций Mitsubishi.
Причина сегодняшнего положения Chrysler лежит в той же плоскости, что и проблемы остальных американских гигантов автопрома – Ford и General Motors. Эти концерны также располагают как недорогими автомобилями, так и машинами «премиум»-класса (например, у находящегося в кризисе Ford «премиум»-сегмент представлен Jaguar, Land Rover и Volvo, при этом Aston Martin был недавно продан). И им не удается умело управлять всеми брендами. А вот японским компаниям вполне успешно удается совмещать производство и реализацию как массовых авто, так и машин изысканного класса. К примеру, у Toyota есть Lexus, а у Honda – Acura.
Главная проблема -- американцы теряют свой домашний рынок под натиском японских авто, притом что североамериканский рынок является крупнейшим в мире -- в год в Америке продается примерно 16--17 млн автомобилей. Японцы предложили потребителю отличное качество (как известно, качество и комфортабельность никогда не были коньком американских авто) по той же цене, а то и дешевле. Кроме того, социальная ответственность у американских компаний намного выше, чем у их азиатских коллег.
Что действительно интересно, так это возможный покупатель. В прессе появились сообщения о двух претендентах – южнокорейской Hyundai и уже упомянутом General Motors. Hyundai быстро развеяла слухи: официальный представитель компании Джейк Чан опровергнул возможность такой сделки, подчеркнув, что «у нас руки и так полны». То касается General Motors, по словам представляющего руководство концерна в Европе Клауса Франца, «решение купить Chrysler может превратиться для его компании в настоящий кошмар, хотя этот шаг -- единственный способ для GM остаться самым крупным автопроизводителем в мире».
К тому же на днях стало известно о переговорах между Chrysler Group и General Motors касательно совместной разработки полногабаритного внедорожника, который разделит часть компонентов с Chevrolet Suburban и Tahoe. New York Times отмечает, что в случае заключения этого контракта Chrysler сэкономит несколько сотен миллионов долларов. У компании уже имеются подобные соглашения с немецким Volkswagen, совместно с которым идет разработка замены минивэну Town&Country, и с китайской Chery, занимающейся созданием компактной модели сегмента «В» для рынка Северной Америки. Помимо этого, как сообщает Wall Street Journal, Chrysler ведет переговоры с корейской группой GM Daewoo все с той же целью совместного выпуска малолитражек.
В то же время представители обеих компаний не комментируют возможную сделку. Даже в случае если компании договорятся, они неминуемо столкнутся с рядом трудностей. Помимо необходимости получения разрешений регулирующих органов и акционеров DaimlerChrysler могут противостоять профсоюзы, опасающиеся возможного снижения зарплат и сокращения штата, сообщает к2кapital.com. Поскольку Chrysler и General Motors производят много конкурирующих моделей автомобилей, представители профсоюзов боятся, что в случае продажи Chrysler может привести к закрытию некоторых сборочных производств и увольнению сотрудников.
Но даже если Chrysler не достанется GM, покупатель на него найдется. Им могут оказаться как индийские, так и китайские производители, мечтающие прорваться на пресловутый североамериканский рынок.