Для России все большее значение приобретают не только природосберегающие технологии и оборудование, но и развитие навыков и традиций экологически грамотного поведения. Если для жителей европейских стран уже много лет подряд бережное отношение к окружающей среде является естественной нормой поведения, то Россия находится лишь в начале этого пути. Швеция считается одним из лидеров в использовании городских экологических технологий. Ларс Янсон, заместитель генерального директора шведской компании Wastec, более 30 лет изготавливающей оборудование для переработки отходов, рассказал «Эксперту С-З» о том, как перевалочные базы мусора позволяют оптимизировать экологические расходы, и опроверг бытующие в европейской среде стереотипы.
– Помимо соображений морально-утилитарного характера (бережно расходуй воду, не бросай окурки и другой мусор на тротуар и т.д.) городское экологическое сознание подразумевает и поведенческие стереотипы. Среди них не последний – сортировка мусора на стадии его сбора. В жилых районах шведских городов все чаще можно встретить отдельные контейнеры для биологических отходов, бумаги и картона, стеклотары. Шведы давно привыкли уже на собственной кухне складывать разный мусор в разные пакеты. Приучаются к этому и россияне.
В свою очередь, перевалочные станции по обработке мусора работают как мощные прессы, уменьшая объем загружаемых в них отходов в несколько десятков раз. Тем самым сокращаются затраты на транспортировку к городским свалкам. Станции по обработке мусора устанавливаются в черте города, и к ним свозят все отходы.
После прохождения мусора через прессы полученный «продукт» в специальных контейнерах направляется непосредственно на свалку. И если на входе такую станцию обслуживают, к примеру, 250 специализированных автомобилей, то на выходе требуются уже всего 30. Снижаются расход моторного топлива, износ автопарка. Плюс экономия времени: высвободившиеся таким образом машины могут быть перенаправлены на сбор мусора в городе. Резко сокращаются и площади, отводимые под свалки, что особенно важно в сегодняшних условиях, когда крупные города России начинают задыхаться, причем отнюдь не в переносном, а в самом буквальном смысле. Не говоря уже о заражении почвы и грунтовых вод.
– Но эта проблема существует уже не один год, однако городские службы весьма медленно решают вопросы технологической модернизации…
– Мы и сами активно пытаемся изменить ситуацию. Позитивный опыт работы шведских установок в России навел нас на мысль расширять свои контакты. Содействие в этом нам оказывают Шведская торговая палата и Правительственная канцелярия Швеции, которые уже много лет поддерживают тесные связи с аналогичными организациями в России. Мы заинтересованы в расширении рынков сбыта, а российская сторона – в шведских технологиях и структурных системах переработки отходов как бытового, так и промышленного характера.
Наши представители побывали, к примеру, в Новосибирске, где встречались с коллегами. Пока встречных шагов из города на Оби не последовало, зато в активную фазу вступили переговоры с другим крупным сибирским городом – Томском. Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство Томска» намерено закупить компактор для сдавливания мусора CS-5000. Его производительность – 430 кубометров в час, время одного цикла – 32 секунды. Таким образом, как заверили нас сибиряки, будет полностью обеспечена потребность в утилизации отходов этого полумиллионного города.
Но, безусловно, наша главная стратегическая цель – создание с российским партнером совместного предприятия по выпуску оборудования. Мы уверены, что выход и закрепление на российском рынке с его фактически неограниченным потенциалом – дело ближайшего будущего и залог успешной перспективы не только конкретно для Wastec, но и для скандинавского бизнеса в целом.
– За счет совместного предприятия вы намерены снизить стоимость оборудования? Не секрет, что многие российские бизнесмены полагают, что оборудование, производимое в Швеции, очень дорогое…
– Не понимаю, откуда этот стереотип, мы убеждаем наших партнеров, что он не соответствует действительности. Может быть, в абсолютных цифрах некоторые наши изделия на первый взгляд и дороже (и то ненамного) аналогов, изготовленных в странах Балтии, но учитывая надежность в эксплуатации и долговечность, в конечном итоге они обходятся даже дешевле. И уж точно дешевле, чем такое же финское или немецкое оборудование. Наша продукция разной модификации, изготовленная с учетом конкретных климатических условий, успешно справляется с утилизацией отходов в любых географических точках – от Полярного круга до тропиков, при повышенной влажности и в безводной пустыне. В этом отношении нашей визитной карточкой могут служить станции, уже несколько десятилетий обслуживающие знаменитые стадионы – «Уэмбли» в Англии и «Феррари» в Абу-Даби. А эти престижные спортивные сооружения продуцируют столько мусора, сколько небольшой европейский город.
– Не боитесь познать на практике еще один бытующий стереотип – что российские бизнесмены не очень обязательные партнеры?
– Мне кажется, что по менталитету русские и шведы подходят друг другу. Нам очень комфортно работать с российскими партнерами. Ни разу мы не сталкивались со срывами сроков, реакция на каждый запрос – незамедлительная. Связь, транспорт, банковская система – все работает без сбоев и необоснованных задержек. Честное слово, далеко не все европейские партнеры отличаются такой дисциплинированностью и деловой корректностью. Кстати, о мифах про так называемых новых русских. Ни один из российских бизнесменов, с которыми я за эти годы общался, не хвастался передо мной швейцарскими часами за 30 тыс. евро. А, к примеру, в Эстонии такое случалось.
Таллин – Менстерос