Стокгольму больше не нужны мусорные свалки. Городские власти пришли к такому результату за несколько десятилетий совместной работы с коммунальными службами и энергетическими компаниями. Особенно активно трудились над полезной утилизацией мусора в последние пять лет в рамках всеевропейской кампании за снижение выбросов в энергетике, особенно СО2.
Борьба с выбросами углекислого газа выглядит совершенно безбашенной только на первый взгляд. Руководство Евросоюза идет на подавление тепловой энергетики, казалось бы зачастую не считаясь ни с технологической, ни с экономической логикой, увеличивая год от года налоги на выбросы углекислоты. На деле определен четкий государственный тренд на замещение возобновляемыми топливами органических «безвозвратных» топлив — нефти, угля, газа — для уменьшения зависимости от поставок углеводородного сырья (в первую очередь от России) уже в ближайшие 10–15 лет. Использование другой органики — промышленных и бытовых отходов и так называемого биотоплива (продуктов и отходов деревообрабатывающей и сельскохозяйственной промышленности) — вполне укладывается в панъевропейскую логику отказа от экспортируемого топлива. В России доля биотоплива и отходов в энергетике составляет всего треть процента, а в Европейском союзе уже сейчас так получают около 8% тепло- и электроэнергии, и эта цифра вырастет к 2010 году до 12–14%. Лидер здесь Швеция: около 80% ее систем теплоснабжения базируются на возобновляемых энергоресурсах, большая часть которых приходится на древесные топлива и бытовые и промышленные отходы.
Специалисты финского энергетического концерна Fortum, уже 30 лет работающего с технологиями сжигания мусора в шведской столице, посчитали, что доля отходов (бытового и промышленного мусора) и биотоплива в центральном теплоснабжении Стокгольма составляет 56%. Еще 16% приходится на утилизацию низкопотенциального тепла озер и обратной воды из теплоцентралей и канализации, и только 28% — на электричество, мазут и уголь. Fortum покрывает две трети тепла, нужного Стокгольму, на своих предприятиях. Жители Стокгольма производят каждый год 225 тыс. тонн мусора. Уже на этапе сбора мусор сортируется по четырем категориям, вся органика и макулатура (экономически ее выгоднее сжигать, чем перерабатывать) отправляется на ТЭЦ Hоgdalen. Станция съедает 700 тыс. тонн отходов ежегодно, из них полмиллиона тонн приходится на бытовой мусор, а 200 тыс. — на отходы производств. Столичного мусора не хватает, и его приходится свозить со всей округи. Но так стало совсем недавно, когда пустили самый мощный котел производительностью 35 т отходов в час. Мусор станция получает бесплатно: за его переработку и доставку платят жители города — примерно 200 евро на домовладение. Мусорного тепла хватает для 100 тыс., а электричества — на 200 тыс. квартир, домов и офисов. Улавливаемый пепел используется в качестве добавки при производстве цемента, а весь шлак идет в дорожное строительство.
Технологии сжигания несложные: прессованный мусор поступает в котлы, где сгор