В конце марта Индия заявила, что ее авиакомпании не будут участвовать в европейской схеме сборов за выбросы углекислого газа (ETS). Об этом официально уведомил Евросоюз министр гражданской авиации Индии Аджит Сингх. Его министерство запретило индийским авиакомпаниям передавать информацию о выбросах парниковых газов на рейсах, выполняемых в европейские аэропорты. Брюссель же требовал эту информацию к 31 марта, чтобы начать взимать сборы с января 2013 года. «Ни один индийский перевозчик не подаст эти данные в связи с позицией нашего правительства», — заявил Сингх.
В феврале аналогичное решение было принято в Китае. Чай Хайбо, представитель Ассоциации авиатранспорта КНР, заявил, что правительство приняло решение не участвовать в ETS. В китайском случае дело получило более серьезный оборот, поскольку власти КНР стали блокировать сделки по заказу китайскими авиакомпаниями самолетов Airbus, производящихся европейским концерном EADS. Глава концерна Луи Галлуа отметил, что его компания оказалась объектом «мер возмездия» с китайской стороны.
Недовольство европейскими планами взимать сборы за выбросы парниковых газов иностранными авиакомпаниями Индией и Китаем не ограничивается. Еще в конце февраля представители 27 стран, включая США, Канаду, Россию, Бразилию, Индию, Японию и Китай, собрались в Москве, чтобы обсудить возможности ответных мер против Брюсселя. По их мнению, Евросоюз не имеет права взимать с авиакомпаний экологические сборы за выбросы за пределами воздушного пространства стран ЕС. Именно поэтому в прошлом году США предприняли попытку оспорить новые сборы, но неудачно. Суд Европейского союза постановил, что сборы законны, причем не только на территории ЕС, но и за его пределами — в том случае, если рейс выполняется в европейские аэропорты.
Потому противники ETS начали разрабатывать ответные шаги. Если Китай пригрозил отказаться от закупок европейских самолетов, то Россия напомнила о возможности закрыть воздушное пространство Сибири для европейских авиакомпаний, выполняющих рейсы между Европой и Азией. Валерий Окулов, замминистра транспорта РФ, заявил, что подобная мера может стать реальной, если ЕС не откажется от сборов. Вместо этого преференции в транзите над Сибирью получат перевозчики из азиатских стран.
Все это грозит торговыми войнами, от которых понесут потери как Евросоюз, так и его экономические партнеры. Особенно пострадают авиакомпании и простые пассажиры, если дело дойдет до запретов на полеты и отмены рейсов. Однако ЕС занял непримиримую позицию. «Вместо того чтобы выступать против схемы, другие страны должны сотрудничать с ЕС, чтобы создать глобальную схему борьбы с загрязнением атмосферы, вызванным авиацией», — заявила Конни Хедегаард, комиссар Евросоюза по вопросам климата.
Чиновники против самолетов
Что же такое европейская ETS? Принятая Евросоюзом еще в 2005 году схема торговли выбросами предполагает, что все компании, в результате деятельности которых в атмосферу выбрасываются парниковые газы, должны получать сертификаты на