Выброс рыбы был зафиксирован на побережье полуострова Де-Фриза в Амурском заливе. Образцы мертвых наваг, камбал и пиленгасов направлены на лабораторные исследования. Пока существует несколько версий причин гибели рыбы, в том числе — отравление воды в Амурском заливе. Это чревато заболеваниями среди местных жителей: не исключено, что некоторые из них успели подобрать мертвую рыбу для использования в гастрономических или же коммерческих целях. Есть и другие версии, например, резкий температурный перепад в морской воде.
Еще в прошлом году члены Координационного совета по проблемам экологии Приморского края выражали свое беспокойство строительством моста с полуострова Де-Фриза через часть Амурского залива на полуостров Муравьева-Амурского, то есть в сторону центрального Владивостока. Этот мост, равно как мосты через бухту Золотой Рог в центре города и через морской пролив Босфор-Восточный на остров Русский, возводится к саммиту АТЭС-2012. Мост с Де-Фриза — элемент дороги-дублера от владивостокского аэропорта, расположенного в соседнем городе Артеме, к центральной части Владивостока и далее на остров Русский. Но если два других моста — высоководные, то мост с Де-Фриза решено делать низководным (поскольку судоходства в этой части залива нет). Из-за этого мост имеет огромное количество опор, вбитых в морское дно через небольшие промежутки. У начала и конца моста, кроме того, отсыпаны выдающиеся в море дамбы. Именно на это обращали внимание экологи, опасаясь «застоя» воды и превращения отгороженной части залива в болото.
«Возведение дамбы окажет отрицательное влияние на мигрирующие и проходные виды рыб — как, например, корюшка. В эту часть залива заходит на нерест сельдь. В реки, впадающие в Амурский залив, заходят красноперка и пиленгас, здесь также скапливаются камбала и навага», — отмечал доктор биологических наук из Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения РАН Владимир Раков. Он предполагал, что нарушение водообмена, изменение солености воды и других параметров ухудшит биоразнообразие в данной части Амурского залива, которую называют Угловским заливом. «Это может привести к серьезной экологической катастрофе. Нарушение водообмена… усилит разложение органики на морском дне вплоть до образования зон сероводородного заражения грунта и воды, что может закончиться разрушением среды обитания и массовой гибелью живых морских организмов, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, включенных в Красные книги РФ и Приморского края», — говорилось в отчете профессора Ракова, опубликованном еще в апреле 2010 года.
Там же высказывались опасения другого рода: строительство дамбы может вызвать «появление в воде ряда опасных для человека возбудителей инфекционных болезней, что поставит под угрозу существование санаторно-курортной зоны» на данных участках морского побережья.
Интересно, что тогда строители и власти (включая мэра Владивостока Игоря Пушкарева) решительно опровергали предположения ученых, заявляя, что дамбы и опоры моста не окажут существенного влияния на водообмен. Впрочем, правы ли были ученые в своих прогнозах или же рыба погибла по другим причинам, должны дать ответ исследования. Сегодня старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина сообщила, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с органами рыбнадзора начата проверка.