Строительство моста ведется Тихоокеанской мостостроительной компанией к саммиту АТЭС-2012. Сам мост называют «вековой мечтой владивостокцев»: он должен связать центр города с периферийным районом Мыс Чуркина, до которого сегодня приходится долго добираться по круговой дороге с вечными пробками. Изображение этого моста встречается даже на футуристических открытках начала ХХ века. Позже мечты подхлестнуло обещание Никиты Хрущева превратить Владивосток в «наш советский Сан-Франциско», однако стройка началась только в 2008 году. Если сначала горожане не верили, что она вообще начнется, то потом стали не верить в то, что она завершится к сентябрю 2012 года, когда должен пройти саммит АТЭС. Однако темпы возведения моста — достаточно бодрые, в связи с чем позже скепсис перешел в область безопасности: упадет или не упадет? Во время недавнего шторма недостроенные половинки вантового моста пугающе раскачивались, вызывая у пессимистов тревожные предчувствия, однако строители заверили, что колебания в пределах нормы.
Но вот в понедельник в 20.09 по местному времени на мосту вспыхнул пожар. Как стало известно позже, загорелась деревянная опалубка бетонного пролета. По словам очевидцев, также горели доски, утеплительные материалы, бытовки строителей. С моста вниз падали горящие обломки, сыпались искры. Возгорание было хорошо видно даже из других частей города. Его площадь, как говорили сначала, составляла порядка 500 кв. м, но затем оценки изменились в сторону увеличения — до 1750 кв. м. К южным опорам моста в районе мыса Чуркина сразу же выехали сотрудники МЧС, полиции, бригады «скорой помощи» (хотя, по сегодняшним данным, погибших и пострадавших нет). Тушить пожар мешала специфика объекта (вода не «добивала» до моста), а также сильный ветер. Некоторые жители близлежащих домов решили на всякий случай покинуть свои квартиры, взяв с собой документы и деньги. Тем временем пламя уже подобралось к вантовым конструкциям, на которых держится строящаяся эстакада моста. «Пожару была присвоена третья, наивысшая на территории Приморского края категория сложности. Тушение осложнялось широким фронтом огня, тяжелыми метеорологическими условиями, сложными конструктивными элементами: большое количество пустот, которые позволяли огню распространяться по опалубке», — рассказал на брифинге во вторник исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Приморскому краю Олег Шеховцев.
Еще во время пожара на местных веб-форумах множились различные гипотезы. По одной версии, мост якобы подожгли сами строители (на стройплощадке чужие, по идее, не ходят; хотя некоторое время назад с опор моста умудрились спрыгнуть местные бейс-джамперы), чтобы списать некие затраты и/или оправдать якобы неизбежный срыв графика строительства. По другому предположению, пожар был вызван нарушениями элементарных правил пожарной безопасности со стороны гастарбайтеров, что, в свою очередь, связано с авральными (поистине «пожарными») темпами строительства моста. Есть также мнение, что пожар на мосту вкупе с итогами выборов 4 декабря («Единая Россия» получила в Приморье процент голосов гораздо ниже среднероссийского, а во Владивостоке «партию власти» и вовсе победила КПРФ) может серьезно аукнуться губернатору Сергею Дарькину, ближе к полуночи лично прибывшему на место происшествия. В этом контексте поджог моста, если имел место именно поджог, выглядит политической провокацией, тем более прямо в День российской Конституции. Хотя, возможно, на деле все куда проще и прозаичнее. В краевом УВД возможной причиной возгорания называют пренебрежение правилами со стороны электросварщиков: оказывается, непосредственно перед ЧП на мосту велись сварочные работы, из-за чего сыпались искры. В строительной компании и МЧС также склоняются к версии о «человеческом факторе». В настоящее время прокуратура Приморского края проводит проверку соблюдения норм пожарной безопасности на объекте.
Пожар удалось локализовать в 02.41 по местному времени, а к 9.00 вторника ликвидировать. Утром о нем напоминали только клубы дыма и пара на южной половине моста. Некоторые горожане поддались апокалиптическим настроениям: мол, огонь поставил крест на светлой мечте владивостокцев, и мост теперь никогда не достроят. Должностные лица добросовестно опровергают эти суждения и в своих заявлениях доходят до того, что пожар чуть ли не помог строителям. Первый заместитель генерального директора Тихоокеанской мостостроительной компании Александр Яковлев во вторник заявил, что пожар не повлияет на сроки возведения моста: «Ущерб анкерным строениям не нанесен — ни продольной, ни поперечной арматуре». Сгоревшую опалубку, добавил он, строители не будут восстанавливать, так как на данном этапе она уже не нужна — все равно пришлось бы демонтировать: «Опалубка уже отслужила свой срок и была непригодна к дальнейшей работе… А горящие материалы падали на технологическую площадку опоры и никому не причинили вреда. Повреждений как от огня, так и от воды нами пока не выявлено». Яковлев также развеял опасения по поводу поврежденных вант, держащих эстакаду: «Снаружи оплетка вант и они сами целехонькие. Это касается и 10-й пары, ближайшей к огню». Суммы понесенного ущерба пока неизвестны, однако, как выяснилось, мост был застрахован в компании «Согаз» на 18 млрд рублей.
Правда, убытки понесли не только мостовые конструкции. Так, по словам представителей Владивостокского морского рыбного порта, расположенного непосредственно возле горевшего моста, автомобильные и железнодорожные подъездные пути к порту оказались блокированы ледяными напластованиями, оставшимися после тушения огня, что практически парализовало работу порта. Тем временем владивостокцы на тех же интернет-форумах изощряются в придумывании названия для строящегося моста. Среди вариантов — Копченый, Горелый, Паленый.