Приморский край может войти в российские учебники по экономике как территория, где за короткий срок удалось совершить чудо: в последние годы в разы выросли инвестиции, изменилась отраслевая структура, экономика края развивается форсированными темпами. Даже мировой финансовый кризис, больно ударивший практически по всем российским регионам, экономику Приморского края миловал — в 2010 году ВРП показал рост 108% к уровню 2009 года. И сегодня эта территория России, пожалуй, одна из самых интересных и перспективных для развития бизнеса.
Суперпроекты инициируют тренд
Два триллиона рублей — такова общая стоимость инвестиционных проектов (а их около 80), которые реализуются на территории Приморья. Сумма более чем внушительная для любого региона России. Из этих средств свыше 660 млрд рублей предназначено для осуществления проектов в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоится во Владивостоке в 2012 году.
Инвестиции федерального центра составляют 30% от этой суммы (более 200 млрд рублей). Эти деньги идут на строительство таких крупных объектов, как Дальневосточный федеральный университет, который станет одним из самых больших вузов России; возведение двух вантовых мостов (в мировых масштабах мост на остров Русский войдет в десятку наиболее крупных подобных сооружений, а мост через бухту Золотой Рог по величине вантового пролета даже займет пятое место). Кроме того, из федерального бюджета финансируется строительство низководного моста, скоростных дорог, аэропорта мирового класса, водовода, очистных сооружений и морского фасада Владивостока.
Все это сделает город одним из самых современных и интересных не только на Дальнем Востоке России, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Около 60% от общего объема инвестиций, направленных на подготовку к саммиту, — средства из внебюджетных источников, от российских и иностранных инвесторов. Наиболее крупные проекты, в которых участвует частный капитал, — строительство второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), который соединит месторождения Восточной Сибири с нефтеналивным портом в бухте Козьмино; прокладка магистрального газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток (он находится в завершающей стадии); создание двух современных судостроительных верфей для крупнотоннажного судостроения в городе Большой Камень и в Шкотовском районе.
Такой инвестиционной активности Приморье, пожалуй, не знало никогда. Однако существует вероятность, что в 2012 году объемы капитальных вложений снизятся из-за сокращения федерального финансирования. В результате для сохранения темпов роста инвестиций региону будет необходимо привлекать из внебюджетных источников 300–400 млрд рублей в год, чтобы продолжить финансирование программы развития экономики края. Эти средства предполагается направить на строительство нефтехимического комплекса в районе города Находка и газохимического в Хасанском районе, сооружение под Уссурийском района торгово-экономического со