Начало нынешнего года прошло под знаком надежд крупного бизнеса на новые возможности за счет участия в национальных проектах. Однако год движется к завершению, а нацпроекты так и не стали значимым импульсом роста. Чиновники и эксперты выдвигают разнообразные версии причин пробуксовки, но поиск виноватых ни к чему не привел. На федеральном уровне сформировалась позиция, что возник некий саботаж со стороны региональных органов власти. Регионы, в свою очередь, пеняют на сложности процедур, связанных с получением бюджетных средств через систему Федерального казначейства, или на технологические ограничения электронных систем, жалуются на федеральные органы власти, которые оказались нерасторопными.
Так или иначе у региональных элит наступило некое отрезвление, стало ясно, что нацпроекты не являются волшебнам граалем, который перезагрузит федеральную, а тем более каждую региональную экономику. А значит, требуются собственные усилия на местах по поиску и активизации собственных точек и стратегий роста.
«Сократились возможности привлечения иностранных инвестиций, существенно изменилась география стран — потенциальных инвесторов, изменились ожидания бизнеса. Модели привлечения инвестиций, которые доказывали свою эффективность в прежние годы, перестают работать» — так видит основные изменения инвестиционного климата в стране Дмитрий Толмачев, директор Института экономики и управления УрФУ, директор Аналитического центра «Эксперт».
Как переформатировать модели развития экономики регионов в такой ситуации? Эта тема легла в основу повестки ежегодной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», прошедшей в Екатеринбурге*.
*Конференция организована Уральским федеральным университетом (УрФУ), Институтом экономики и управления УрФУ, Аналитическим центром «Эксперт» и деловым журналом «Эксперт-Урал».
Больше конкретики
Самые масштабные национальные проекты связаны с созданием разного рода инфраструктуры; бизнес, в частности, очень рассчитывал на «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также на проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это наиболее бюджетоемкие проекты, и именно они интересны компаниям.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин полагает закономерным делать ставку именно на них: «По соотношению уровня ВВП на душу населения и качества транспортной инфраструктуры Российская Федерации находится ниже “линии мирового тренда”. Выше этой линии находятся страны, совершившие в последние годы тот или иной инфраструктурный прорыв. Причем это страны, у которых было много внутренних и внешних проблем. Египет построил вторую нитку Суэцкого канала, Турция, несмотря на все свои внутренние угрозы, запустила Стамбульский авиационный хаб, а Китай демонстрирует рекордные масштабы развития высокоскоростных магистралей, морских портов, аэропортов, сети автомобильных дорог высших технических категорий».
Тот фак