Третьего апреля в театре «Сатирикон» — премьера спектакля Константина Райкина «Всем, кого касается» по пьесе драматурга Даны Сидерос. Эта пьеса стала лауреатом конкурса новой драматургии «Ремарка» 2018 года и вошла в шорт-лист премии «Кульминация»
Для Даны Сидерос это первый опыт постановки ее драматургического произведения в Москве. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с режиссером спектакля, художественным руководителем театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств Константином Райкиным о причинах его интереса к современной драматургии и о том, должна ли она быть смешной.
— Уже некоторое время заметен ваш неподдельный интерес к современной драматургии. Это какой-то этап в вашей творческой деятельности или еще чем-то обусловлено?
— Нет, это этап вашей творческой деятельности. Потому что вы сейчас это заметили. Если перечислить все пьесы, которые я ставил, уже не говоря о тех, в которых я играл, то, думаю, из, условно говоря, сорока спектаклей половина поставлена по пьесам современных драматургов. Поэтому интерес был всегда.
— Что за этим стоит? Большинство режиссеров, как мы видим, все-таки предпочитают браться за проверенные временем тексты.
— Прежде всего, все-таки существует некая основа, на которой проверяется качество театра, качество режиссера, качество актерской труппы. Это какие-то классические вещи, которые уже были когда-то поставлены и проверены временем. И это не то, что отменяет современные театральные подходы, наоборот, это предполагает именно современные подходы. Их точность, их талантливость, их своевременность проверяется именно на классике. Современную пьесу в некотором смысле легче поставить, потому что ее еще никто не знает, весь материал воспринимается впервые. А вот качество режиссуры, качество актерской игры проверяется прежде всего на классическом репертуаре, когда как искушенный зритель понимаешь, с какой степенью новаторства, свежести, оригинальности мышления, образного видения это поставлено.
Классика — это основы, где театр демонстрирует свой уровень — и культурный, и профессиональный, и человеческий. А современная драматургия необходима, потому что театр — это искусство настоящего времени. Тут очень важно откликаться на какие-то острые, сиюминутные настроения и веяния в обществе. Иногда современная драматургия делает это так остро, что классика в этом аспекте не может с ней соперничать. Классика все-таки занимается более общими вопросами, а иногда очень важно прозвонить тревогу, очень резко обозначить проблему, которая вот сегодня возникла, но не терпит отлагательств.
— Почему вы беретесь за ту или иную пьесу? Каковы ваши критерии отбора драматургических произведений?
— Мои критерии определяются моим уровнем культуры и вкуса. А еще критерии жизнь устанавливает, потому что я живу нормальной жизнью. Хожу по земле, хожу по тем же улицам, в те же магазины и в те же учреждения, в которые ходят все остальные. Что-то меня приводит в восторг иногда: поведение людей, какие-то человеческие проявления. А что-то тревож