Как отмечается в исследовании «Рынок торговой недвижимости Европы 2013» (European Shopping Center Development 2013), в 2013 году в Европе будет построено 7 млн кв. м торговых площадей, крупнейшее значение с 2009 года (тогда объем нового строительства составил 7,8 млн кв. м). Джастин Тейлор, старший исполнительный директор, направления торговой недвижимости в Великобритании в Cushman & Wakefield, отметил: «Сложившаяся в 2013 году ситуация в торговой недвижимости является воодушевляющей. Многие крупные проекты, которые готовились к открытию в прошлом году, были заморожены – но теперь они готовы к открытию. В ближайшем будущем Центральная и Восточная Европа продолжит доминировать, 70% всех новых площадей 2013 года будет расположено именно там. Также на развитых рынках Западной Европы есть тенденция к расширению торговых центров, а не к поиску новых площадей».
Во второй половине 2012 года в Европе было продано более 21 млрд долларов торговых активов, что на 9 млрд долларов больше, чем в первой половине года. Великобритания и Германия являются приоритетными направлениями инвестиций в торговую недвижимость в Европе, на их долю приходится почти половина всех инвестиций в это направление. В России во второй половине 2012 года было продано более 0,45 млрд долларов торговых активов. На торговую недвижимость пришлось 18% общего объема инвестиций в коммерческую недвижимость за второе полугодие 2012 года. За первый квартал 2013 года объем инвестиций в торговую недвижимость России составил 1,21 млрд евро, что составило 35,7% от общего объема.
Проникновение в России современных форматов торговли (таких как крупные розничные сети) остается на достаточно низком уровне по сравнению с соседними странами: 34% против 42% на Украине, 88% в Польше, напоминает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Таким образом, у наших розничных сетей достаточно большой потенциал роста. Недавно о масштабных планах заявил «Магнит»: к 2017 году они собираются увеличить число своих торговых площадей в два раза. Х5 будет также стараться увеличивать торговые площади, так как будет пытаться вернуть себе утраченное в начале 2013 года лидерство. Региональные сети также усиливают свои позиции. По мнению эксперта, если не через два года, то по прошествии трех-четырех лет Россия сможет обогнать европейские страны, так как у российских девелоперов потенциал роста все еще большой, а в западных странах его уже нет.
И в этой сфере процесс ухода девелоперов в регионы более чем закономерный, говорит председатель комитета по управлению рисками Ассоциации молодых предпринимателей России Герман Горшков. Москва достаточно насыщена торговыми центрами, существует высокая конкуренция и дефицит хорошей недвижимости. Например, исследование АМПР выявило, что молодые предприниматели остро чувствуют нехватку новых рынков, которые как раз можно найти в регионах. Стоит также отметить, что города России стали насыщаться жителями, формируется спрос на хорошую недвижимость. Из очевидных преимуществ регионального рынка можно отметить дешевую рабочую силу, меньшие затраты на строительство и аренду. Интересно также отметить тот факт, что популярность торговых центров напрямую связана с культурой досуга. А именно, с ее отсутствием в России. Если за рубежом в выходной день человек может прокатиться на велосипеде, выбрать поход в ресторан, на выставку и многое другое, то в регионах нашей страны вся активность сводится к походу в ТЦ, что заметили предприниматели.
В России действительно гораздо больше неосвоенных площадей в регионах, а учитывая их развитие за последние годы – строительство торговых центров просто вопрос времени («не в Москве» строится сейчас около 70% запланированных торговых площадей на ближайшие два года), добавляет аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева. К тому же некоторые европейские компании уже давно сделали ставку на региональную экспансию. К примеру, немецкий холдинг Metro Cash and Carry с 2000-х годов осваивает этот сегмент. Выход на города «не миллионники» стали, можно сказать, визитной карточкой Metro, при этом сеть смогла охватить не только розничный сегмент, но и оптовый, обеспечивая малые предприятия расширенной товарной линейкой. Сейчас к освоению регионов активно хотят подключиться сети Leroy Merlin, Jeans Symphony, Subway. Суммарный рост торговых площадей в регионах обеспечит рост товаропотока и оздоровит экономику.
Между тем стоит понимать, что розничная торговля – один из немногих остающихся очагов роста в экономике, хотя и он, судя по статистике, устойчиво затухает, отмечает Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ». Поддержка обеспечена в основном кредитными программами, но видно, что они уже практически уперлись в верхнюю планку – это заметно и по направленности и содержанию рекламных кампаний банков, и по тому, что основная часть кредитов уходит на рефинансирование взятых ранее. Таким образом, ответ на вопрос, нужны или не нужны в таком количестве торговые площади, зависит от того, каким будет развитие экономики России, а здесь мы пока являемся заложниками внешней конъюнктуры, и с учетом этого надо быть готовым к сползанию в темпы роста от 0% до 1% в указанном горизонте времени, а значит, новые площади рискуют быть на грани или за гранью избыточных.
На самом деле, основные трудности у российских торговых девелоперов общие, соглашается аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян: высокая коррумпированность местных властей, отсутствие прозрачности условий ведения бизнеса, а также макроэкономические риски, связанные с возможным снижением потребительской активности населения, а затем и деловой активности бизнеса. Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимо бороться с ними на местах, то есть самому бизнесу, так как федеральные власти чисто физически не могут за всеми уследить. В целом же, заключает эксперт, прогноз Cushman & Wakefield в отношении России кажется вполне реальным, учитывая, что к 2016 году Всемирный банк ожидает, что российская экономика уже будет крупнейшей в Европе.