«Лихорадит» – так одним словом можно было бы описать сегодняшнюю ситуацию в сфере градостроительной политики столицы. Как снизить плотность застройки? В каком направлении развивать транспортную инфраструктуру? Осваивать ли промзоны? Как и что строить в Новой Москве? Наконец, что предпринять, чтобы Москва перестала быть «городом пробок и диких цен на квартиры»? Чиновники и участники рынка пытаются найти ответы на эти вопросы. Вариантов решений много, единого мнения по-прежнему нет.
То, что утвержденный в 2010 году Генплан сегодня не имеет никакого отношения к реальному положению дел, ясно и чиновникам, и горожанам. Исполняющий обязанности заместителя мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин откровенно заявил: в документе содержатся серьезные ошибки. План рассчитан на то, что к 2025 году в Москве будет жить 12 млн человек, тогда как уже сегодня численность населения столицы – 11,6 млн. Превышена цифра в 380 автомобилей на тысячу жителей, которую сделали ориентиром к тому же 2025-му. Не в состоянии положения Генплана и справиться с дисбалансом в центре Москвы, где при 8-9% от общего объема населения сосредоточено 40% рабочих мест.
Все эти несовпадения – результат увеличения территории Москвы в два с половиной раза. Официальное расширение административных границ произошло ровно год назад, в июле 2012-го. А Генплан как основной документ, на который должны ориентироваться столичные девелоперы, обсуждался с 2008-го и вступил в силу в 2010-м. Вывод ясен: Генплан надо пересматривать.
Григорий Алтухов, советник президента ФСК «Лидер»:
«После расширения официальных границ Москвы Генплан 2010 года потребовал существенных правок, которые как раз бы учли "новомосковские" земли. В настоящее время Генплан находится на доработке, и все работы по его корректировке планируется завершить к концу 2014 года».
Пути коррекции
Генплан развития столицы решили корректировать в двух направлениях: снижать плотность застройки и увеличивать дорожное строительство. В 2011-м градостроительно-земельная комиссия изучила ситуацию на сотнях стройплощадок Москвы. На многих были сокращены объемы строительства, еще часть объектов сменила функциональное назначение. В основном это коснулось подземных торгово-развлекательных комплексов (например, под Смоленской и Болотной площадями), выставочных, офисных и бизнес-центров. Попали «под сокращение» и жилые высотки. В целом плотность застройки удалось снизить на 1,5 млн кв. м.
Главная идея Генплана – зонирование: Москва условно делится на территории развития и стабилизации. К первым отнесли промзоны и кварталы пятиэтажек; здесь будет идти новое строительство, а часть зданий снесут или реконструируют. Спальные районы и центр (зоны стабилизации) будут благоустраивать. Эксперты рынка недвижимости зонирование поддерживают, но считают, что этого мало. Столице необходимо иметь не один центр, а несколько так называемых полюсов деловой и общественной жизни.
Григорий Алтухов:
«Москве необходимо грамотное зонирование по принципу полицентричности. Единственный деловой, финансовый и политический центр на фоне активного разрастания спальных пригородов – бесперспективный путь. Центры притяжения нужно рассредоточивать, это приведет к более однородному освоению территорий и не позволит наращивать транспортные проблемы и проблемы перенаселения в одной локальной зоне, куда все стремятся попасть».
Василий Шарапов, юрист «Сити-XXI век»:
«Необходимо концептуально увязывать градостроительное развитие Москвы и Московской области, активно строить и реконструировать инженерную и транспортную инфраструктуру, создавать для бизнесменов стимулы для вложения долгосрочных инвестиций в такие девелоперские проекты».
Наталия Рыжкина, руководитель отдела аналитики «МИЭЛЬ-новостройки»:
«Эффективной мерой может стать децентрализация, создание центров-антимагнитов, которые бы оттянули транспортные потоки, население от Москвы. Центрами деловой активности могли бы стать невредные производственные предприятия, логистические комплексы, научные центры, исследовательские институты, университетские, образовательные центры с кампусами».
Звучит знакомо, не правда ли? Именно таким центром должна была стать Новая Москва.
Новая Москва: вчера и сегодня
Перенос на присоединенные территории знаковых ведомств (Генпрокуратуры, администрации Кремля, Госдумы, Совета Федерации) должен был стимулировать освоение прилегающих земель и активное развитие бизнеса. Часть нагрузки с центра столицы была бы снята. Но идея организации нового полюса активности воплощения в жизнь не получила. Сегодня все чаще говорят об отказе от первоначального плана развития Новой Москвы и даже о крахе программы освоения этих территорий.
Наталия Рыжкина:
«В создание правительственного центра на территории Новой Москвы практически никто не верил. Расчеты, которые были проведены, показали, что такое решение потребует огромных финансовых затрат. Было бы необходимо построить все учреждения для размещения работников, провести всю инфраструктуру, коммуникации, дороги и так далее».
Сейчас полноценной программы развития так и нет. Пока известно лишь о том, что в Новой Москве хотят внедрить ту самую полицентрическую систему, и уже определены 12 «точек роста», где будут сконцентрированы основные градостроительные интересы. Среди них – Румянцево, Коммунарка, Троицк, район аэропорта Внуково. Но нет ни сроков, ни конкретного плана действий.
«Сегодня заинтересованные в Новой Москве строительные и девелоперские компании ждут финальной версии документа. Начинать что-то без него слишком рискованно, так как доподлинно неизвестно, что, согласно новому Генплану, будет строиться рядом с твоим проектом, пройдет ли по границе участка новая дорога или появится крупный офисный центр», – поясняет Григорий Алтухов.
Бывший в то время главой Москомархитектуры Александр Кузьмин между тем заявил, что Новая Москва будет застраиваться по иным методам, отличным от тех, что применяются в других районах. «Я уверен, что однозначным проигрышем для столицы станет, если главным словом для новых территорий города будет слово "строительство". Главным словом должно быть "развитие"», – заявил чиновник. О каких именно методах идет речь, главный архитектор столицы не уточнил.
Мастер-план: в помощь девелоперам
В дополнение к Генплану в следующем году примут еще один документ – мастер-план, в котором будут содержаться экономические обоснования градостроения. Он позволит понять, кто, что, где и на какие деньги будет строить, а главное – насколько нужно это людям и городу (с точки зрения экономической выгоды). Именно мастер-план должен помочь внедрению полицентрического принципа и стать ориентиром в вопросах реконструкции центра без увеличения плотности застройки. Это стратегический документ, задача которого – увязать экономическую сторону с градостроительным развитием. На его основе создается схема транспортных и пешеходных потоков, отмечаются места приложения труда.
Григорий Алтухов:
«Город нуждается в параллельном развитии жилья и инфраструктуры, только этот путь может обеспечить ему гармоничное развитие».
Большинство экспертов сходится во мнении: от того, насколько продуманным и проработанным в деталях будет мастер-план, зависит будущее Москвы. Столица развивается очень быстро, стремительно растет численность населения и количество автомобилей, увеличивается нагрузка на инфраструктуру, и все эти факторы обязательно должны учитываться при разработке стратегии градостроения.
Другие материалы о новостройках Москвы и Подмосковья - на сайте Novostroy-M