В начале апреля стало известно о финансовой несостоятельности крупного олимпийского подрядчика — омского научно-производственного объединения «Мостовик». Основным объектом «Мостовика» в Сочи было строительство санно-бобслейной трассы стоимостью 2,5 млрд рублей. «В конце 2013-го — начале 2014 года НПО “Мостовик” попало в сложное финансовое положение, которое было вызвано завершением крупных проектов, многие из которых имели убытки, участием предприятия в инвестировании в строительство четырехзвездочной гостиницы на 700 номеров в Сочи, а также неплатежами со стороны отдельных заказчиков», — говорится в официальном сообщении компании. В итоге 4 апреля «Мостовик» подал в арбитражный суд Омской области заявление о банкротстве.
А незадолго до этого, в середине марта, о своей ликвидации объявило ООО «Корпорация “Инжтрансстрой”», основанное в 2007 году бывшим главой Минстроя России Ефимом Басиным. Компания также сослалась на «серьезные разногласия» с заказчиками в вопросе стоимости олимпийских строек. В Сочи «Инжтрансстрой» вел 14 объектов, в том числе строил автодорогу между курортами «Альпика-Сервис» и «Роза Хутор» в Красной Поляне, грузовой район порта Сочи Имеретинский, пассажирский порт Сочи, новый терминал аэропорта и так далее. Именно эти контракты и подвели корпорацию: она получила за них меньше, чем рассчитывала, и оказалась не в состоянии расплатиться с субподрядчиками.
Два схожих банкротства крупных подрядных организаций незамедлительно вызвали разговоры о следующем «кандидате на вылет» — среди игроков рынка и экспертов мало кто сомневается, что список тех, кто ненадолго переживет Олимпиаду, пополнится новыми именами. «Явных претендентов на банкротство я не вижу, но не исключаю, что они есть. Дело в том, что строительные компании часто берут краткосрочные кредиты до момента оплаты работ заказчиком, — говорит аналитик агентства “Инвесткафе” Роман Гринченко. — Правда, назвать конкретные компании сложно, поскольку строители обычно не раскрывают подробную финансовую информацию о своей деятельности».
Заложники политического капитализма
Если сообщение о банкротстве «Инжтрансстроя» строительный рынок воспринял сравнительно спокойно, то аналогичная ситуация с «Мостовиком» была расценена как знаковая. Ведь это НПО, в составе которого работает 31 строительно-монтажное управление и около 21 тыс. человек, в последние годы ассоциировалось прежде всего с затеянными государством «стройками века». В родной для себя Омской области «Мостовик» — один из крупнейших налогоплательщиков, география его объектов — от Красногорского гидроузла на Иртыше до нового городского аэропорта (впрочем, недавно компания вышла из его капитала). Занимался «Мостовик» проектированием и строительством Омского метрополитена. На федеральном уровне самым знаменитым проектом компании было строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный к саммиту АТЭС 2012 года. Два года назад омский холдинг подписался еще под одним мегапроектом российского политического капитализма — с