1. По условиям конкурса «Я — Созидатель» приз получают и авторы, и герои материалов. Как вы отнеслись к своей победе?
Марина Зайцева (автор победившего текста. — «РР») позвонила мне, сказала, что она журналистка, и спросила, можно ли про меня статью написать. «Да ради бога», — ответил я. Она приехала ко мне в студию, я там как раз занятие проводил. Отсняла материал — и пропала. Проходит время, и она мне пишет, что выиграла конкурс. Я не понял сначала, подумал: «Выиграла, и молодец». До конца ее сообщение не прочитал. Потом перечитываю, а приз, оказывается, достается не только автору, но и герою репортажа! Ехал с другом в машине и говорю ему: «15 тысяч только что выиграл». Мы вспомнили, что я в детстве упал в коровий отстойник. Там большая яма была, покрытая коркой... Все бегали по ней, а я единственный провалился. Друг говорит, что мне поэтому и везет.
2. После потери кистей вы осваивали несколько профессий. Почему решили стать фотографом?
Я к фотографии отношусь как к искусству. Я увлекся своим делом и избавился от всех тараканов в голове, потому что мне нужно было кадр сделать, несмотря на страхи.
Пока я был здоров, ко мне все приезжали за разной помощью. А когда у меня рук не стало, ко мне люди перестали обращаться. Вот тогда я и начал считать себя неполноценным. Потом оказался в колледже-интернате, где пришлось переучиваться. Там все были инвалидами. И я увидел, что вообще-то на их фоне я самый здоровый. Им нужна была моя помощь. Снова я оказался в ситуации, когда ко мне подходят, обращаются с какими-то просьбами. А сейчас ко мне все приходят. Вижу улыбки, вижу, что люди довольны, говорят спасибо. Чувствую себя востребованным. Вот и детей в фотошколе учу быть востребованными.
3. Вы не нашли доступной для вашей семьи фотостудию и открыли собственную. Это была единственная причина?
У меня много друзей на инвалидных колясках. Они тоже хотят фотографироваться, как и обычные люди. Но доступных фотостудий у нас в городе, к сожалению, нет! Я ходил к подруге, у нее своя фотостудия на первом этаже. Но все равно там три ступеньки ведут ко входу. Уже тогда у меня появилась идея более удобной фотостудии.
Вообще каждый фотограф мечтает о своей студии. Это как мастерская для него. А здесь я целенаправленно выбирал место. По окончании университета я год на бирже труда простоял. Меня так никто и не пригласил на работу. Тут, как ни крути, надо было делать что-то свое: два красных диплома дома лежат, а я все равно не нужен оказался.
4. Открывая свой фотосалон, вы нанимали людей с ограниченными возможностями. Почему вы так решили?
Это было исключительно от сердца. Я знал этих ребят, мы учились у одних учителей. Но они обижались на меня. Я сам выполнял работу и спрашивал с них как с полноценных людей. А они привыкли, что к ним относятся как к инвалидам. Но у меня такое не прокатывало. Работодателю в принципе невыгодно брать инвалида. Зачем платить человеку стоимость дня, в то время как он будет работать полдня? Не продумана у нас эта система.
5. Значит, вам приходилось отказывать людям в работе?
Когда я заканчивал курсы набора текста, познакомился с одним мужиком. Он сказал: «А я бы вас не взял на работу». Меня это возмутило тогда. Меня научили печатать, но делал я это двумя пальцами. Скорости нет нужной. А мужик — бизнесмен. Зачем ему рисковать? Я вспомнил его, когда уже сам стал предпринимателем.
Как я нанимаю сотрудников? Даю задание: выполнил — работаешь, не выполнил — все, извини. Одинаково отказываю и людям с инвалидностью, и здоровым. Зачем мне репутацию портить из-за жалости?
А вот когда человек у меня уже работает, я чувствую ответственность перед ним, перед его семьей. Понимаю, что от меня зависит качество жизни этих людей. Поэтому таскаю своих сотрудников на курсы, тренинги… Ведь без этого невозможен и мой успех.
6. Как вы считаете, вашу работу оценивают наравне со всеми фотографиями или все же учитывают, что вы фотограф с ограниченными возможностями?
Вам не будут платить только из-за того, что вы инвалид. Правила для всех одинаковы: если продукт устраивает — будут заказывать. Если ты хорошо все делаешь — у тебя будут покупать.
7. Есть мнение, что среди инвалидов распространены потребительские настроения, присутствует обида на всех. Вы с этим сталкивались?
У меня самого был такой период. Ты становишься жертвой: ничего не можешь делать физически. Сначала сложно просить. А потом тебе раз помогли, два, три, пять... начинают кормить с ложечки — и ты привыкаешь! Ты в зоне комфорта, ничего делать не надо, все ништяк.
В СССР к инвалидам относились как к равным, давали работу: сапожника, часовщика. Но налогов они не платили. Потому что было понятно: сапожник с инвалидностью физически сделает меньше. А сейчас берут со всех. У меня была точка, четыре года отработал. Через стенку въехал молодой парень с таким же оборудованием. Делает то же самое, но в десять раз быстрее и дешевле. А я не могу снизить цену. Потому что аренда и налоги у нас одинаковые. Вот поэтому, в числе прочего, люди с инвалидностью обижаются на здоровых.
Победители второй волны конкурса «Я — Созидатель»
Призы за победу в каждой волне вручаются шести авторам и шести героям их материалов. Каждый из них получает 15 тысяч рублей.
Номинация «Текст»
Категория «Опубликованные»: «Бердчанка Соня Осадчая: жизнь наощупь, но в окружении добра», автор — Наталия Захарова, герой — Роман Осадчий, отец-одиночка, воспитывающий незрячую дочь.
Категория «Новые»: «История о том, как фотограф первую в Кемеровской области фотошколу для детей с ограниченными возможностями создал», автор — Марина Зайцева, герой — Дмитрий Верфель, фотограф, лишившийся кистей рук.
Номинация «Фото»
Категория «Опубликованные»: «По памяти», автор — Дарья Гарник, герой — Алексей Филатов, преподаватель искусств, лишившийся зрения.
Категория «Новые»: «Мама для тигренка», автор — Юлия Скоробогатова, герой — Анна Валова, бросила работу и усыновила ребенка с ДЦП.
Номинация «Видео»
Категория «Опубликованные»: «Спасти… деревню», автор — Екатерина Левицкая, герой — Светлана Югова, учитель деревенской школы, взявшая на воспитание детей из детского дома.
Категория «Новые»: «Доброе дело № 13», авторы — Лилия Роман и Анна Рудикова, герой — Станислав Сорокин, директор разорившейся обувной фабрики, куда нанимали только инвалидов.