Принятая в 2008 году «Стратегия развития железных дорог до 2030 года» стала настоящим прорывом: с 1990 года протяженность путей в России оставалась на уровне 85–87 тыс. км. В документ заложены два варианта, в зависимости от того, каким путем станет развиваться российская экономика: минимальный (сырьевой) и максимальный (инновационный). И даже по минимальному плану предполагается за двадцать лет увеличить протяженность путей на целых 16 тыс. км, а по инновационному — на 20,7 тыс., то есть почти на четверть. Предполагается также закупить почти миллион новых грузовых вагонов — то есть обновить почти 90% парка. О том, как идет выполнение этой программы, рассказывает президент ОАО РЖД Владимир Якунин.
— С 2003-го по 2008 год железные дороги обеспечили прирост пассажирооборота на 11,6 процента, грузооборота — на 26,8 процента. И произошло это, несмотря на ограниченные пропускные способности основных направлений сети, недостаточные объемы капитального ремонта инфраструктуры. Себестоимость железнодорожных перевозок снизилась на 16 процентов, а производительность труда в компании выросла на 50 процентов!
В краткосрочной перспективе (до 2015 года) и в долгосрочной (2020–2030 годы) нужно развивать инфраструктуру на направлениях в порты Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока. Необходимо развитие транзитного потенциала России с использованием Транссиба.
Развитие инфраструктуры должно опережать общее развитие экономики, давая ей рост. Безусловно, глобальный экономический кризис существенно повлиял как на экономику страны в целом, так и на инвестиционную программу РЖД. Но в большинстве государств — Китае, странах ЕС, США — одним из способов преодоления кризиса выбрали ускоренное развитие инфраструктуры. И на совещании 27 февраля 2010 года в Сочи председатель правительства Владимир Путин поручил изыскать 400 миллиардов рублей для дополнительного финансирования инфраструктурного развития.
— Значит, планы строительства 11 тысяч километров скоростных магистралей сокращены не будут?
— В России высокоскоростное движение существует с 2010 года, поезда «Сапсан» связывают Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую, Владимирскую и Нижегородскую области. 30 мая 2011 года перевезен трехмиллионный пассажир, а средняя загрузка поездов превышает 80 процентов, что говорит о востребованности продукта. В конце августа Владимир Путин подписал распоряжение о разработке проекта строительства выделенной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Перечень мероприятий по решению земельных вопросов для строительства должен быть готов до конца 2011 года. Планируется, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства с привлечением ведущих мировых компаний в рамках контракта на тридцать лет. Объем инвестиций, по данным ОАО «Скоростные магистрали», превысит 700 миллиардов рублей.
Готовится к реализации проект высокоскоростной магистрали Москва—Нижний Новгород—Казань—Екатеринбург. Он был включен в предложения РЖД по изменению «Стра