В Вашингтоне состоялась совместная конференция Люксембургского форума и фонда «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы». По ее итогам было подготовлено Обращение к лидерам США и России с рекомендациями предпринять безотлагательные шаги в обеспечении ядерной безопасности. Сегодня из-за напряженности в отношениях между Россией и США переговоры по сокращению стратегических наступательных ядерных вооружений и по контролю в отношении нестратегического оружия, практически прерваны. И на этом конфрантационном фоне растет угроза ядерного терроризма.
Президента Люксембургского форума Вячеслав Кантор, уверен, что России, США и странам Европы пора увидеть всю серьезность происходящего.
- В СМИ, особенно европейских, все чаше появляется информация о возможности терактов с применением ядерного, химического или бактериологического оружия. Ситуация действительно зашла так далеко?
- Конечно, посмотрите, что происходит.Мы не можем быть уверенны , что у террористов сейчас нет возможности доставить в любой город радиоактивные материалы, изготовить ядерное взрывное устройство и подорвать «грязную бомбу» или, например, разрушить один из исследовательских реакторов. И в этой необъявленной войне с террористами и Россия и США и страны Европы в одинаковой мере уязвимы.
- Ядерный терроризм, звучит очень страшно...
- Но, к сожалению, это реальность. МАГАТЭ фиксирует множество случаев контрабанды радиоактивных материалов. Недавно были задержаны подозреваемые в попытках продажи террористам обогащённого урана и цезия. Случаи, которые фиксируются и предотвращаются. Известно, что международные террористические организации давностремятся получить доступ к ядерным технологиям
- Как этому противодействовать?
- Для начала надо признать, что противодействие ядерному терроризму - один из главных приоритетов международной безопасности. И несмотря на конфронтацию между Западом и Россией, борьба с ним должна выйти на первый план. России, США, Европе и странам Ближнего Востока необходимо усилить координацию и реальные действия против ИГ. Спецслужбы этих стран должны наладить сотрудничество для выявления и пресечения любой возможности захвата ядерных материалов и подготовки ядерных терактов. Ну и конечно, нужно реанимировать сотрудничество по всем принятым ранее инициативам и резолюциям Совета Безопасности ООН по ядерному терроризму.
- Возобновление переговоров по СНВ, которые, по вашим словам, полностью заморожены, что могут дать в плане усиления ядерной безопасности?
- Я уже говорил, что такой ситуации, без преувеличения беспрецедентной, не было даже во времена холодной войны. Даже тогда СССР и США, садились за стол переговоров и договаривались. Сейчас действует только Пражский Договор по СНВ, от 2011 года. И больше ничего нет. Россия по инициативе Владимира Путина одной из первых ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Но он до сих пор не вступил в силу, его не ратифицировали США, Китай и ряд других стран.
США и Россия проделали колоссальную работу по предупреждению случайных пусков ядерных ракет. Можно быть уверенными в отношении Великобритании, Франции и Китая. Но Пакистан, Индия и Северная Корея, не гарантированы от такой случайности. Поэтому, мы обратились к лидерам США и России, с призывом приступить к консультациям по дальнейшим сокращениям Стратегических наступательных вооружений, по прозрачности и контролю в отношении нестратегического ядерного оружия.
- Какие еще меры, по стабилизации ситуации с ядерным нераспространением?
- Необходимо разрешить противоречия между Россией и США по американской системе ПРО, изменить, принятые во время холодной войны условия применения стратегических наступательных вооружений США и России, увеличив время принятия решений о пусках ракет. И еще раз - начать переговоры по дальнейшим сокращениям Стратегических наступательных вооружений.
Повторю слова помощника министра обороны США Грэма Эллисона и известного исследователя проблем международной безопасности ,10 лет назад он писал: "Если политики будут действовать так же, как они действуют сегодня, то террористы смогут использовать ядерное оружие уже в следующем десятилетии. Ядерная атака террористов неизбежна." Я Убеждён, что несмотря на конфронтацию между Западом и Россией, рост военной активности, проблему беженцев, решительная борьба с ядерным терроризмом не должна отходить на задний план.