Президент Владимир Путин утвердил изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Популярная точка зрения — эти поправки приняты с целью усилить давление на оппозицию и заставить ее отказаться от массовых протестов. Однако логика этого решения куда сложнее. За разъяснениями позиции властей мы обратились к председателю комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимиру Плигину.
— В чем причина такой оперативности в принятии закона о митингах?
— Закон о митингах появился не от хорошей жизни. Он появился, чтобы урегулировать целый ряд правовых отношений, которые могут возникать во время митингов, и попытаться предотвратить возникновение в ходе митингов и шествий разного рода нарушений, в том числе уголовно наказуемых.
В частности, закон предусматривает решение одного из самых спорных на сегодня вопросов — мест проведения митингов и шествий. Закон предусматривает, что субъекты должны определить список мест, где такие мероприятия не будут проводиться в принципе. Во всех остальных местах проводить массовые мероприятия будет можно, однако компромиссным путем будет определен список мест, где они будут проводиться «как правило». Иными словами, обычно они будут проводиться в этих определенных местах, но в случае особой заинтересованности организаторов и согласия властей могут проводиться и в других.
Согласно закону, места, где будут проводиться публичные мероприятия, должны обеспечивать возможность достижения целей этих мероприятий. То есть это должны быть известные, привлекательные для публики места. Понятно, почему возник этот спор. Ведь это уже традиционный повод для разногласий — где проводить публичные мероприятия. Одни говорят: мы хотим проводить шествие на Тверской, а власть отвечает: собирайтесь на Фрунзенской набережной или на набережной Шевченко, если говорить применительно к Москве. Хотя, конечно, и неправильно все время концентрироваться в таких обсуждениях на Москве.
В любом случае это место должно быть таким, чтобы оно было понятно, доступно для публики, чтобы оно каким-то образом «звучало», но одновременно не создавало особых сложностей для повседневной жизни города. Чтобы мероприятие не приводило, например, к перекрытию основных магистралей, чтобы не получалось, что весь город «встал». Важно также, что если на мероприятие реально пришло значительно больше людей, чем было согласовано, то из соображений безопасности возможны два варианта: либо «лишние» должны разойтись, либо, если они настаивают на участии в мероприятии, оно должно быть свернуто.
— Зачем нужно столь подробно регламентировать места проведения массовых мероприятий?
— Поймите, разрабатывая новый закон, исходили ведь не из того, что стороны — власть и митингующие — ведут себя заведомо абсурдно или бескомпромиссно. Мы исходили из того, что имеем дело с множеством субъектов, множеством людей, принимающих в основном разумные и рациональные решения. Смысл