В немногочисленной плеяде региональных банков, уверенно шагнувших в своей экспансии за пределы домашних рынков, целых два представителя Дальнего Востока. Хабаровский «Восточный экспресс» известен уже достаточно широко, беседы с его главой и совладельцем Сергеем Власовым дважды публиковались на страницах «Эксперта». А вот Азиатско-Тихоокеанский банк из соседнего Благовещенска, возглавляемый учеником и бывшим заместителем Власова в хабаровском Конэкагропромбанке Евгением Аксеновым, пока не слишком на слуху среди клиентов и публики западнее Урала. Между тем динамика АТБ-банка впечатляет: за восемь лет нынешняя команда менеджеров вывела дышащий на ладан провинциальный банчок из седьмой сотни в восьмую десятку крупнейших по активам банков, выстраивает одну из мощнейших сетей продаж в 18 регионах страны, а по рентабельности бизнеса банк показывает пятый в стране результат.
Тридцатишестилетний хабаровчанин Евгений Аксенов нисколько не похож на акулу финансов: мягкие черты лица, обезоруживающая улыбка, обходительные манеры. «Когда в начале девяностых я поступал в Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права на специальность “финансы и кредит”, банкир был сродни богу, — вспоминает Евгений. — Все хотели стать либо банкирами, либо юристами. Однако уже в 1996 году стало происходить нечто странное: банки зашатались и начали падать друг за другом со страшной силой. Учитывая, что без знакомства в те годы устроиться в банк было почти нереально, я решил подстраховаться и поступил на учебу в Железнодорожную академию (ныне Дальневосточный госуниверситет путей сообщения. — “Эксперт”)».
За полтора года Евгений экстерном получил второй диплом и уже отнес трудовую книжку в трамвайно-троллейбусное управление, собираясь продолжить семейные традиции (родители работали там же, а дядя и вовсе водил один из первых в Хабаровске трамваев). Но судьба распорядилась иначе. «Мне позвонил руководитель дипломной работы в ИМБП и говорит: местный «Конэкагропромбанк» купили москвичи из «СБС-Агро», решили обновить команду, не хотел бы я сходить на собеседование?», — рассказывает Аксенов. Собеседование вел сам предправления Власов, ему приглянулся толковый студент, и он взял его на работу. А уже через неполные пять лет, в январе 2002-го, двадцатишестилетний Аксенов становится вторым человеком в банке, тогда уже переименованным в Дальневосточное ОВК и ставшем лучшим в группе из шести кредитных организаций — региональных обществ взаимного кредита, контролируемых экс-главой «СБС-Агро» Александром Смоленским.
Неизвестно, каких бы успехов связка Власов—Аксенов достигла в хабаровском банке, но им не суждено было долго работать вместе. Летом 2003 года за кажущуюся сейчас смехотворной сумму 200 млн долларов группу ОВК прибирает к рукам Росбанк. Первое же собеседование в Москве с новыми акционерами оставляет и у Сергея, и у Евгения тяжелое чувство. Довольно быстро стало понятно, что с этими людьми сработаться не удастся, да и прежней свободы действий им давать никто не собирался. «Тут в