Сам факт революции в России не удивителен. Большинство аграрно-феодальных обществ совершали переход к буржуазно-индустриальному обществу через революцию. Происходило это в том числе потому, что социальная структура аграрно-феодального общества оказывалась настолько нереформируемой, что ее можно было только насильственно разрушить — никакие другие способы не давали простора для развития общества и государства. Достаточно вспомнить английскую, французскую, китайскую, испанскую, немецкую революции.
Нереформируемость социальной структуры аграрно-феодального общества объясняется просто: первое сословие, говоря на французский лад, в случае реформ теряло всё: состояние, привилегии, образ жизни — и не могло на это согласиться. У недовольных не оставалось другого выхода, кроме революции.
Реформы 1861 года в России проводились так, чтобы потери для этого сословия оказались минимальными, поэтому предотвратить революцию они не смогли. Как заметил выдающийся историк российского крестьянства Виктор Данилов, «реформы оказались слишком подчиненными эгоистическим интересам дворянства, что проявилось, прежде всего… в сохранении на неопределенный срок полукрепостного временно-обязанного состояния крестьян по отношению к своим бывшим владельцам».
Три века революционной ситуации
В России революционным событиям ХХ века предшествовали четыре большие крестьянские войны. В начале XVII века — война под предводительством Ивана Болотникова, совпавшая со Смутой (собственно, всю Смуту можно назвать крестьянской войной). Во второй половине XVII века — под предводительством Степана Разина. В начале XVIII века — под предводительством Кондратия Булавина. В конце XVIII века — под предводительством Емельяна Пугачева. Ключевую роль во всех крестьянских восстаниях играли казаки — свободное, вооруженное и, главное, хорошо организованное крестьянство.
В XIX веке массовые волнения крестьян продолжались. С 1801 по 1861 год в России было зафиксировано 1467 крестьянских выступлений. Но крестьянство лишилось организованной поддержки со стороны казачества: после пугачевщины казачество было жестко задавлено, и правительство сумело поставить его себе на службу.
Отмена крепостного права в 1861 году не решила проблем крестьянства, а в чем-то усугубила их. Вот как писал о пореформенных временах Николай Некрасов:
«У каждого крестьянина
Душа, что туча черная
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям».
В 1902 году массовые крестьянские мятежи в России возобновились, приняв характер латентной крестьянской войны. Их масштаб и радикализм оказалась неожиданными и для самодержавия, и для революционеров. Осенью 1905-го крестьянское движение охватывало уже свыше половины Европейской России, практически все регионы помещичьего землевладения. Всего за 1905 год было зарегистрировано 3228 крестьянских выступлений, за 1906-й — 2600, за 1907-й — 1337.
«Лозунгом восставших… служила идея о принадлежности всей земли крестьянам», — писал Николаю II министр земледелия Алексей Ермоло