Скромные на первый взгляд результаты реформы российского суда присяжных, которая прошла в 2018 году, вызвали на редкость положительную реакцию в юридическом сообществе. Как только присяжным позволили рассматривать дела не только в областных, но и в районных судах, а также впервые за многие годы расширили (а не сократили) их юрисдикцию, судебная система испытала на себе эффект шоковой терапии.
В первую очередь мы увидели беспрецедентный для новой России рост оправдательных вердиктов. Шанс быть оправданным в российском суде присяжных по итогам двух дет его работы в сто раз выше, чем в судах общей юрисдикции. В среднем выборные коллегии оправдывают от двух третей до трех четвертей обвиняемых.
Для сравнения: в судах общей юрисдикции в первом полугодии 2019-го из всего числа подсудимых судьи оправдали 0,12% в делах публичного обвинения, а в отношении 0,05% обвиняемых дела были прекращены по реабилитирующим основаниям. Поэтому даже такое умеренное число оправдательных вердиктов в суде присяжных на фоне того, что происходит в обычных судах, тянет на настоящую революцию.
Такой «оправдательный уклон» предсказуемо подхлестнул и количество ходатайств о слушании дел в суде с участием присяжных заседателей. По информации Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2017 году было зафиксировано 565 таких запросов, в 2018-м — 718, за первое полугодие 2019 года в суды поступило 350 ходатайств. В дальнейшем число новых обращений, по мнению экспертов, будет только расти, ведь для многих такое ходатайство — последняя надежда на то, что твое дело будет обсуждаться на действительно состязательной основе, а значит, есть и реальные шансы защититься.
В итоге достигнутые результаты, по-видимому, были расценены удовлетворительно. В декабре минувшего года вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник на заседании Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) предложил Владимиру Путину выступить с инициативой о еще большем расширении компетенции суда присяжных. И уже в январе текущего года президент поручил Верховному суду «рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей». Срок исполнения поручения — 1 июня 2020 года.
Посыпались самые разные инициативы. Так, Верховный суд предлагает допустить присяжных до экономических дел, за исключением тех, которые могут составлять государственную тайну, а также до отдельных категорий гражданских и административных дел. Обсуждается возможность возвращения в юрисдикцию суда присяжных половых (против половой неприкосновенности и половой свободы личности) и должностных преступлений. Вносятся предложения по урегулированию самого процесса судопроизводства.
Возникли и прения. Вокруг того, как правильно наладить функционирование суда присяжных — например, решить нередко низкую явку выбранных в коллегию кандидатов. Стоит ли априори неквалифицированных присяжных допускать до рассмотрения часто запутанных и сложно сплетенных экономических дел. Нужно ли сокращат