Основным результатом судебной реформы 2014 года можно считать в целом успешный перенос передовых наработок и позитивного опыта арбитражной системы в суды общей юрисдикции, а также общую активизацию и повышение эффективности работы как Верховного суда (ВС), так и всей судебной системы, считают эксперты из Центра развития современного права (ЦРСП). Вместе с исследователями из других вузов и научных учреждений они подготовили подробный аналитический обзор «Экономическое правосудие в Российской Федерации, 2014–2018 гг.», посвященный итогам пяти лет развития судебной системы, с фокусом на арбитраж, после реформы 2014 года. Тогда, напомним, Высший арбитражный суд (ВАС) был ликвидирован, а институт «экономических» судов (на уровне высшей инстанции) был интегрирован в общесудебную систему. Уже к началу обсуждения этих реформ экспертное сообщество с большим беспокойством восприняло намеченные новации, опасаясь, что отлаженная судебная система, призванная решать экономические споры, просто рассыплется и все обкатанные в этой сфере механизмы правового регулирования канут в небытие. Однако проведенное ЦРСП исследование показало, что опасения эти не оправдались, хотя сама арбитражная система в последние годы развивается экстенсивно и для возврата к былой динамике требует точечных корректировок.
Пять лет правовой синхронизации
Арбитраж, пожалуй, один из самых удачных институтов постсоветской судебной системы. Все последние годы его востребованность только росла. Например, в 2013 году двадцать пять ключевых организаций страны (по пять крупнейших банков, холдингов, нефтегазовых компаний, компаний розничной торговли и цветной металлургии) участвовали в 1963 спорах на общую сумму 35,1 млрд рублей, а в 2018-м — уже в 6404 спорах на сумму 199,2 млрд рублей.
Дополнительную динамику развитие арбитражной системы получило в конце 2000-х, когда в стране разгорелся экономический кризис. Вскоре «крымская весна» добавила проблемы санкций, изоляции, оттока инвестиций и лихорадочных скачков курса национальной валюты. На вал банкротств, налоговых и корпоративных споров экономические суды ответили выработкой целого ряда механизмов, повысивших не только эффективность их работы, но и прозрачность самого судебного процесса. Речь идет и о специальном технологическом обеспечении прозрачности правосудия, в частности о системе электронного правосудия — введение видеотрансляций заседаний, создании системы «КАД-арбитр» (это не имеющая аналогов в мире полная и к тому же полностью бесплатная картотека арбитражных дел с возможностью дистанционно отслеживать ход дела, начиная с подачи заявления и заканчивая судебным решением в каждой инстанции), и об активизировавшемся ВАС, который не только регулярно исправлял ошибки нижестоящих инстанций, но и формировал общие рекомендации по правоприменению, значительно облегчая работу не только судам «снизу» (снабжая их выверенными судопроизводственными кейсами по самым сложным делам), но и придавая большую предсказуемость делопроизводству. Когда же