Хотя о полномочиях заместителей председателя правительства много говорилось еще 21 января, в день утверждения его состава, официальное распределение произошло только 28-го. Важной новостью можно назвать отсутствие упоминания Министерства финансов РФ среди ведомств, координируемых первым вице-премьером Андреем Белоусовым, с чьим именем связывают надежды на оживление экономики. Тем не менее полномочия давать федеральным органам исполнительной власти поручения по вопросам проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики у него есть. Ну а Минфин становится подотчетным лично премьеру, хотя формально в опубликованных актах это не отражено. Можно обратить внимание разве что на список участников совещания с вице-премьерами 27 января, где помимо заместителей премьер-министра был только один чиновник в ранге министра — министр финансов Антон Силуанов.
Но частично Минфин будет курировать вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, бывший в ФНС России правой рукой Михаила Мишустина. За ним закреплено право давать поручения по таким «минфиновским» вопросам, как разработка и исполнение федерального бюджета, налоговая политика, управление госдолгом и финансовыми активами Российской Федерации, а также госрегулирование алкоголя (Росалкогольрегулирование подведомственно Минфину). Дмитрию Григоренко подконтрольны и нацпроекты в целом (у первого вице — их общая координация и мониторинг). В его же ведении, в частности, такая немаловажная для экономики сфера, как деятельность органов юстиции, а кроме того, взаимодействие с органами судебной власти и органами прокуратуры.
За Андреем Белоусовым — Минэкономразвития, ФАС, а также Минтранс со всем «кустом» транспортных служб, агентств и Росавтодором. Но реализация нацпроекта «Безопасные автодороги» и транспортной части плана модернизации магистральной инфраструктуры также не вошли в список полномочий, предварительно приписываемых Белоусову, а оказались у вице-премьера по строительству Марата Хуснуллина (за первым вице закреплена, однако, стратегия в этой части).
Все это можно трактовать как стремление усилить сбалансированность принятия решений новым кабинетом. («Балансирует» полномочия первого вице-премьера и его рокировка с оппонентом, экс-главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным, ставшим помощником президента по экономическим вопросам, что, впрочем, уже в русле традиции.)
С другой стороны, шансы на более или менее внятную и быструю корректировку экономического курса в пользу инвесториентированной политики уменьшаются. У Белоусова не будет решающего голоса внутри кабинета: ему придется договариваться с другими обладателями прихотливым образом переплетенных полномочий.
Тем не менее именно первый вице-премьер курирует государственную инвестиционную политику и конкретно разработку госпрограмм, ФЦП и ФАИП, в его же ведении институты развития, включая ВЭБ и РФПИ.
Стремление к сбалансированности можно наблюдать и в полномочиях других вице. Так, Виктория Абрамченко, курирующая сельское хозяйство и экологию, вместе с земельными отношениями на селе проводит также госполитику в области гражданского оборота недвижимости (в целом), что кажется логичным увидеть скорее в списке полномочий занимающегося жильем Хуснуллина. Но г-жа Абрамченко — выходец из Росеестра, так что тут есть логика квалификации.
Зампред правительства Юрий Борисов координирует работу ведомств в области промышленности, а также ТЭК и электроэнергетики (уже отмечавшееся расширение по сравнению с его полномочиями в кабинете Медведева), занимается обеспечением национальной обороны, правоохранительной деятельности и целым рядом связанных с обороной направлений. В его ведении Минпром и Минэнерго, «Росатом» и «Роскосмос», техрегулирование и (частично) технадзор. Можно отметить, что на время отсутствия они с Андреем Белоусовым замещают друг друга.
Татьяна Голикова курирует социальную сферу почти безраздельно, включая науку и образование, но без культуры и спорта. Алексей Оверчук полностью координирует межгосударственную интеграцию (включая ЕАЭС, СНГ, БРИКС) и как таковую государственную политику в сфере международных отношений (которую осуществляет подведомственный президенту МИД России).
У Юрия Трутнева полномочия напоминают те, что были при приказной системе в XVII веке, когда наряду с приказами Посольским, Хлебным, Судных дел были Казанский, Сибирский, Смоленский. Он координирует работу федеральных органов на Дальнем Востоке (где одновременно служит полпредом), в Арктике и на Северном Кавказе.
Обширны полномочия еще одного вице-премьера, Дмитрия Чернышенко. Он курирует «цифру» в разных ее видах (нацпроект, госуслуги и проч.), отрасль связи, а также СМИ, культуру, спорт, туризм, в его же ведении — взаимодействие с религиозными организациями. Чернышенко координирует деятельность в том числе Агентства по делам национальностей, а кроме того, Аналитического центра при правительстве РФ.