Президент Белоруссии Александр Лукашенко не сделал ничего, чего он не делал раньше: шантаж всегда был стилем его внешней политики и без малого четверть века неизменно приносил желаемый результат. Никто не станет менять стратегию, которая приносит деньги и в конечном счете укрепляет личную власть. Но на этот раз возникло ощущение, что Батька все-таки перегнул палку.
«Не получается в России, не надо кланяться, не надо ныть и плакать. Надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю. Никаких вымаливаний и выпрашиваний, — заявлял президент Белоруссии и советовал правительству поискать другие рынки сбыта. — Чего вы лезете в Россию, где вас пинают»? Так возмущался Лукашенко в 2009 году, требуя от российской стороны кредит в 500 млн долларов. Сегодня он требует как минимум 550 млн долларов (это накопившийся долг Белоруссии за поставки газа) и предъявляет список экономических и политических претензий. Лукашенко традиционно апеллирует к братству народов и союзническим обязательствам России. Но сам предпочитает ограничиваться словами и обещаниями, а когда дело доходит до практики, выясняется, что Белоруссия не может признать независимость Южной Осетии и Абхазии, поддержать воссоединение с Крымом и проявить жесткость в отношении недругов России, скажем, не поддерживать теплые отношения с последовательным русофобом Михаилом Саакашвили.
Друзья мои, ужасен наш союз?
Экономика Белоруссии после распада СССР была обречена на тесное сотрудничество с российской. Республика полностью зависит от поставок из России энергоносителей (на 100% по газу и на 90% по нефти), а также получает большинство российских комплектующих для своего машиностроения. Соответственно, у нас белорусы находят и основной рынок сбыта своей продукции. Промышленность, доставшаяся в наследство от СССР, имела большую энергоемкость и не могла выдержать мировых цен на энергоносители. Россия же не была заинтересована в закрытии производств в бывших республиках СССР и, как следствие, в потере рынков сбыта для своих углеводородов. Хотя субсидировать производства в соседних республиках, часто конкурирующих с российскими, и не получать ничего взамен, тоже было не в интересах Москвы.
Поэтому интеграционные процессы между Россией, Украиной и Белоруссией были предопределены взаимозависимостью экономик бывших советских республик. Соглашение о создании СНГ было подписано главами России, Белоруссии и Украины еще 8 декабря 1991 года, при формально существующем, но уже не функционировавшем СССР. А в 1995-м руководители Казахстана, России и Белоруссии подписали договор о создании Таможенного союза, который стал прообразом ЕврАзЭС. Для Украины