Многовекторность за русский счет
Россия и Белоруссия снова спорят из-за цен на газ. Ситуация накалилась до того, что глава Белоруссии Александр Лукашенко открыто обвиняет Россию: «Мы… уже несколько месяцев не можем договориться о цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь». Действительно, «Транснефть» сократила поставки нефти в направлении Белоруссии: до 3,5 млн тонн в третьем квартале против 5 млн тонн ранее. Болезненные последствия для страны, у которой 30% экспорта — реэкспорт российской нефти и продуктов ее переработки, а еще 40% (то есть львиная доля всего остального) — поставки в Россию.
В чем суть спора? Дело в том, что у «Газпрома» и его белорусских коллег разные представления о ценообразовании. Наше «национальное достояние» считает цену на газ для соседей, суммируя цену в Ямало-Ненецком округе (36 долларов за тысячу кубометров), стоимость доставки (90 долларов) и 6 долларов за хранение в подземных газохранилищах. Итого 132 доллара. Соседей это категорически не устраивает. Министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик заявил: «Россия считает, что есть цена Ямала, а мы считаем, что с 1 января 2015 года должны действовать рыночные равнодоходные цены». Ранее белорусская сторона называла цифры 73–80 долларов за тысячу кубов. Сейчас согласна на 108 долларов за счет снижения стоимости доставки в формуле цены. Но пикантность ситуации в том, что белорусы явочным порядком уже платят «Газпрому» только 73 доллара, строго по собственным представлениям о справедливости. В результате образовался долг, превышающий 400 млн долларов.
Это уже не первый газовый конфликт с Белоруссией. Первый отгремел в 1995–1996 годах, когда белорусы вообще не платили за газ, накопив долг в 1 млрд долларов. Тогда ситуацию разрешили, списав долг. Очередной конфликт вспыхнул в 2010 году, когда Белоруссия стала платить за газ 150 долларов при контрактной цене в районе 187 долларов. Тогда белорусов вынудили оплатить долг и исполнить свои обязательства в рамках Союзного государства по продаже «Газпрому» 50% «Белтрансгаза», оценив его в 5 млрд долларов. На этот раз уступать Минск не хочет, развлекая публику юморесками про наличие альтернатив и возможность покупки «дешевого» газа в Казахстане и Узбекистане — не уточняя, правда, каким образом казахский газ попадет в Белоруссию, минуя газотранспортную систему «Газпрома».
Белорусский интерес в этом деле понятен. При средней цене 142 доллара оплата поставленных «Газпромом» в прошлом году 18,8 млрд кубометров обошлась бы Белоруссии примерно в 4,9% ВВП. Сверх того, по оценке Всемирного банка, не менее 13% ВВП республики — нерыночный «российский энергетический грант». При этом стране нужно погашать внешний долг (38,6 млрд долларов — 74% ВВП), а дела в экономике идут неважно: в прошлом году — падение на 3,9% в сопоставимых ценах, за восемь месяцев этого года — еще минус 3% ВВП. В долг же не дают: МВФ условием предоставления кредитов и реструктуризации долгов назвал