Михаил Бабич едва не стал самым недолговечным послом России в постсоветских странах. В Республике Беларусь он продержался на посту лишь восемь месяцев и был отозван 30 апреля после настойчивых просьб президента Белоруссии Александра Лукашенко. К слову, рекордсмен этого рейтинг Дмитрий Аяцков в 2005 году тоже испортил отношения именно с Белоруссией, призвав на одной из пресс-конференций Лукашенко «перестать дуть щеки». Итог — формальные четыре месяца на службе и отставка.
Михаил Бабич приехал не критиковать, а проводить аудит взаимоотношений России и Белоруссии. Это привело к гигантскому скандалу, каких, пожалуй, Союзное государство еще не знало. Симптоматично, что он сопровождался глобальной информационной диверсией, когда в различные медийные источники, прежде всего в телеграм-каналы, были вброшены инсайды, докладные записки, личная переписка вперемежку со слухами, домыслами и версиями, что уничтожило возможность анализа реальной ситуации в отношениях России и Белоруссии. Занимались этой спецоперацией как российские, так и белорусские источники.
Общий фон происходящего выглядит интригующе. Перед Белоруссией во весь рост встает проблема трансферта власти, и вопрос этот увязан с такой же ситуацией в России. Лукашенко не ограничен по числу переизбраний, следующую, надо полагать успешную, попытку стать президентом он хотел бы совершить в 2020 году. Ходят уверенные слухи, что в 2025-м он передаст свой пост сыну Николаю. Но не все партнеры в России хотели бы видеть даже этот его последний — шестой — срок.
А все дело в том, что после украинского кейса появляется все больше вопросов и опасений в отношении белорусского направления. Оставаясь в тени вечно недовольных и скандальных коллег с «демократической» Украины, автократичная Белоруссия вела аналогичную политику шантажа, иждивенчества и сидения на двух стульях. Минск спекулировал на вопросах безопасности и границ, угрожал уйти в объятия Европы, апеллировал к братскому долгу и неизменно получал из России фактически прямое финансирование через субсидии, кредиты, бесплатные углеводороды, открытый рынок и так далее.
Последняя пятилетка заставила наших партнеров «выйти из тени». Острый конфликт Москвы с Западом вынудил определяться — и Россия осталась в одиночестве. Александр Лукашенко не только не занял очевидную политическую сторону в вопросах Донбасса, Крыма, Сирии. Нет, Белоруссия, по сути, начала наживаться на неприятностях российской стороны. Наши контрсанкции были практически обнулены гигантским белорусским контрабандным хабом. Дизель из нашей же нефти кормил украинские танки в Донбассе. Негласные тарифы на провоз подсанкционных технологий множился ежегодно.
Бабича направляли с сознательной и конкретной целью — разобраться в белорусских делах, занять жесткую позицию и начать отстаивать интересы России. Лукашенко показали альтернативу прежнему формату Союзного государства, и она ему не понравилась. Тем более что определенные круги в Москве, на самом высоком уровне, продолжают отстаивать идею углубл