Судьба первого и пока последнего на постсоветском пространстве проекта политической интеграции — Союзного государства (СГ) России и Белоруссии — в последние годы все чаще оказывается в центре внимания российской и международной общественности. Усилиями определенных кругов на Западе и белорусских властей все попытки российского руководства вывести проект Союзного государства из стадии стагнации интерпретируются как давление на независимое государство. Союзная тема стала основой для широко распространенной в Восточной Европе и Евросоюзе версии продления президентских полномочий Владимира Путина после 2024 года. Можно говорить, что отношения между Москвой и Минском становятся составной частью политического противостояния между Россией и Западом.
В итоге к лету 2019 года в российско-белорусских отношениях сложилась крайне сложная и неоднозначная ситуация, требующая незамедлительных решений. Проблема осложнена тем, что задача переформатирования Союзного государства совпала с важными датами политического расписания белорусского руководства, которая вступила в предвыборную гонку: в ноябре 2019 года в Белоруссии должны пройти парламентские выборы, а летом 2020-го — президентские. Исходя из этого белорусское руководство хочет гарантий политической и экономической поддержки Москвой шестого президентского срока Александра Лукашенко. В рамках главной задачи белорусское руководство в ближайшие месяцы будет искать любые поводы и причины для того, чтобы Россия вернулась в статус безусловного донора и спонсора режима Лукашенко.
Позиция России в отношении урегулирования отношений с Белоруссией высказана премьер-министром Дмитрием Медведевым 13 декабря 2018 года в Бресте. Она включает в себя ряд мероприятий, ранее изложенные в Союзном договоре: единая тарифная и налоговая политика, снятие торговых барьеров.
В ходе работы двусторонней рабочей группы, возглавляемой с российской стороны главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным, к запланированному на 21 июня текущего года заседанию Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства была подготовлена и даже частично согласована с белорусской стороной дорожная карта, направленная на реализацию Союзного договора. Но при этом приходится учитывать, что за последние двадцать лет такого рода планы составлялись неоднократно. В первом плане, появившимся в 2001–2002 годах, все этапы развития интеграционного проекта имели четко обозначенные даты. Однако все попытки в те годы сдвинуть Союзное государство с мертвой точки сталкивались с белорусскими требованиями к Москве увеличить финансово-ресурсную поддержку Белоруссии «авансом». В итоге Минск за два десятилетия получил от России огромную экономическую поддержку, которая, в свою очередь, полностью остановила российско-белорусскую интеграцию. Круг замкнулся.
Столь негативный опыт продвижения российско-белорусской интеграции был учтен российским руководством. С мая 2018 года Москва пытается изменить принцип оказания финансово-ресурсной поддержки Белоруссии, основываясь н