Союзное государство Белоруссии и России продолжит существовать, но есть ощущение, что в прежнем и привычном для белорусского истеблишмента дотационном формате этот проект российско-белорусской интеграции вряд ли сохранится. Об этом говорят итоги российско-белорусского саммита, который завершился 21 сентября в Сочи. Хозяин встречи президент России Владимир Путин предварил переговоры замечанием: «Договорились, что встретимся в более широком составе, нам нужно сверить часы по некоторым вопросам». Учитывая, что в следующем году Союзному государству исполняется двадцать лет, а в целом российско-белорусской интеграции почти четверть века, то «сверка часов» давно назрела.
Союзный феномен
Договор о создании Союзного государства (СГ) был подписан 8 декабря 1999 года, но до сих пор так и остался в большей степени декларацией о намерениях. СГ так и не стало субъектом международного права, оно не имеет ни герба, ни флага, гражданства и признанных границ. Отсутствует и союзная внешняя политика, замененная координацией между МИДами РФ и РБ по совместной работе в международных организациях. Единственный наднациональный орган СГ, которые периодически собирается, — Высший государственный совет, который с первого дня его существования возглавляет президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. С годами Высший госсовет выродился в переговорную площадку для обсуждения все новых дотаций и субсидий, запрашиваемых белорусской стороной.
Феномен Союзного государства заключается в том, что, представляя собой проект политической интеграции, оно не может опираться на развитую российско-белорусскую экономическую интеграцию, которая, в свою очередь, остановилась на этапе единой российско-белорусской таможенной зоны, созданной в 1995 году. К сожалению, опыт единой таможенной зоны — первой в зоне СНГ —оказался неудачным. Проект стартовал после символического выкапывания на российско-белорусской границе пограничного столба. Однако очень быстро единое таможенное пространство превратилось в транзитную территорию для огромных потоков контрабанды на российский рынок.
Дальше этого экономическая интеграция между двумя соседними и не чужими друг для друга странами так и не пошла, что имело под собой политическую причину: в Белоруссии с 1994 года сформировался классический авторитарный режим. С учетом того, что авторитаризм практически не поддается интеграции, к концу 1990-х годов процессы сращивания и переплетения экономик двух стран подменялись наращиванием дотаций и преференций белорусской экономике со стороны России.
По сути, политическая интеграция между Россией и Белоруссией в форме Союзного государства была огромным экспериментом, призванным стимулировать экономическую интеграцию, создав для нее реальные стимулы: наднациональные органы, единую валюту, единый рынок и т. д. Однако уже к 2003 году, после вошедшего в историю кризиса «мух и котлет» (президент Владимир Путин, комментируя проект конституции Союзного государства, сочиненный в Минске, заявил: «Нужно понять, чего мы