Дорожная инфраструктура Кировской области была сформирована в конце 1980‑х, и с распадом СССР ее финансирование из федерального бюджета практически прекратилось. Это привело к тому, что по густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регион занимает 48-е место в России и 13-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО). Жители двух районов области вынуждены добираться до областного центра через соседние регионы. Кроме того, Кировская область на данный момент не имеет устойчивого выхода в Архангельскую область, что сдерживает межрегиональные связи.
И касается это не только дорог. Долгое время регион жил фактически в изоляции от остальной страны, поэтому и уровень газификации здесь один из самых низких в европейской части России. Понятно, что подобное положение дел не устраивает новые власти региона, которые для исправления ситуации решили применить не только финансово-административные рычаги, но и пробудить гражданскую активность жителей Вятки.
Ухабы постсоветского времени
Хроническое недофинансирование дорожного строительства и ремонта привело к тому, что, по подсчетам региональных властей, доведение нынешних вятских дорог до удовлетворительного состояния обойдется в 28 млрд рублей. Сумма для региона неподъемная — это почти весь годовой бюджет Кировской области. Кроме того, трем городам Вятки — Кирову, Вятским Полянам и Уржуму нужны объездные дороги.
Понятно, что все сразу не решишь. Поэтому региональные власти сосредоточились на реализации трех крупных дорожных проектов, включая строительство объездной дороги вокруг Кирова, а 6,6 тыс. км автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, в 2009 году передали на муниципальный уровень. «Мы считаем, что муниципалитеты способны более эффективно определить свои приоритеты по ремонту дорог. Это также соответствует нашему общему курсу на укрепление самостоятельности местных бюджетов», — говорит кировский губернатор Никита Белых.
Одновременно с дорогами муниципалитетам были переданы и средства на их содержание: общий объем субсидий составил 650 млн рублей в 2010 году и 699 млн в 2011-м. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований поступает часть сборов по транспортному налогу (10% в 2010 году и 50% в 2011-м).
Дальнейшие надежды на развитие дорожной сети в Кировской области связывают с региональным дорожным фондом, формирование которого предполагается начать в будущем году, и с развитием государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожном строительстве. Основным источником средств для фонда станут акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, а также плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, государственная пошлина за выдачу разрешений на перевозку опасных и крупногабаритных грузов. Ожидается, что в будущем году в областной дорожный фонд удастся собрать около 3,8 млрд рублей. Конечно, этого недостаточно, ведь только на новое строительство надо не менее 3 млрд. И тем не менее фонд дает большую, ч