Один из крупнейших российских регионов, расположенных в нечерноземной части страны, Кировская область сейчас связана регулярным воздушным сообщением только с Москвой и Нарьян-Маром. В Первопрестольную один раз в день отправляется турбовинтовой франко-итальянский ATR-42 на 46 мест, в столицу Ненецкого автономного округа два раза в неделю летает «наследие» советского времени Ан-24. И дело не в стоимости билетов, а в состоянии регионального аэропорта Победилово, который до недавнего времени, как во многих регионах, не удовлетворял ни требованиям безопасности полетов, ни пожеланиям авиаперевозчиков.
Естественно, что подобная ситуация резко диссонировала с намерением новой областной власти во главе с Никитой Белых по максимуму использовать богатый потенциал Вятки и привлечь к нему внимание потенциальных инвесторов. Поэтому реконструкция аэропортового комплекса и самого аэродрома стала важнейшей частью развития транспортной инфраструктуры Кировской области, которая является единственным регионом России, который граничит сразу с девятью субъектами федерации. И это желание совпало с намерениями и федеральных властей, поскольку вятский оборонно-промышленный комплекс играет заметную роль в обеспечении национальной безопасности страны.
Концерн «Алмаз-Антей», например, уже в 2014 году собирается запустить здесь полномасштабное производство новых отечественных зенитно-ракетных систем С-400. Поэтому за счет федерального бюджета в этом году до 2,7 км была удлинена взлетно-посадочная полоса аэродрома, усилено и восстановлено покрытие на стоянке воздушных судов, перроне и основной рулежной дорожке. С начала будущего года начнется модернизация светосигнального оборудования и охранного периметра.
«В 2012 году начнутся работы по реконструкции, в первую очередь, светосигнального оборудования. Планируется по всему периметру летного поля строительство забора со светосигнальным оборудованием, видеофиксацией, сигнализацией. Вдоль забора предполагается строительство патрульной дороги, также замена трансформаторов, кабелей, дренажных систем. Уверен, это приведет к увеличению пассажиропотока и приходу новых перевозчиков», – рассказал журналистам коммерческий директор Кировского авиапредприятия Денис Игнатов.
Общая сумма инвестиций федерального бюджета на реконструкцию кировского аэродрома составит 1,3 млрд рублей. На субсидии же из областного бюджета предприятие смогло приобрести новую технику для заправки самолетов питьевой водой, обслуживания их санузлов, обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью; пожарный автомобиль, предназначенный не только для тушения пожаров, но и для проведения аварийно-спасательных работ в аэропорту и на прилегающих территориях; аэродромный тягач, который может перевозить воздушные суда весом до 120 тонн; топливозаправщик; передвижной наземный источник питания для бортового оборудования и аппаратуры; самоходный пассажирский трап – то есть ту аэродромную технику, которая не обновлялась в Победилово последние тридцать лет. На деньги из областного бюджета в этом году также началась реконструкция самого здания кировского аэропорта. При этом предусматривается возможность создания здесь таможенного терминала и пункта пропуска через государственную границу, что соответствует уже статусу международного аэропорта.
Все эти меры уже привели к тому, что нынешним летом, впервые за постсоветское время, у вятичей появилась возможность улететь не только в Москву и Нарьян-Мар, но и напрямую в Сочи и Санкт-Петербург. Сейчас «Ижавиа», которое выполняло эти рейсы на Як-42, «ушло на зиму», по словам Дениса Игнатова. А с будущего года ожидается возобновление не только этих рейсов, но и создание прямого авиасообщения между Кировом и Краснодаром, Геленджиком и Екатеринбургом силами еще одной-двух авиакомпаний, а также организация чартерных рейсов на Ближний Восток. Безусловно, многое будет зависеть от наполняемости самолетов. Но технически аэродром Победилово с будущего года уже сможет принимать не только Як-42, ATR-42 и Ан-24, но и Airbus A319, и Boeing 737. На сколько именно увеличится при этом пассажиропоток Победилово, специалисты сказать пока не берутся. Но в этом году он увеличился в полтора раза – с 20 тыс. человек (2010 год) до 30 тыс. человек.