Задача ускоренного развития Дальнего Востока и Сибири стала активно обсуждаться еще в прошлом году, основные дискуссии вертелись вокруг идеи создания специальной госкорпорации развития (ее высказал Сергей Шойгу, он же долгое время считался основным кандидатом в руководители новой структуры). Но потом эта тема заглохла, зато в новом правительстве, которое возглавил Дмитрий Медведев, было создано отдельное министерство – по развитию Дальнего Востока. Министром был назначен полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев; вскоре выяснилось, что под его ведомством будет и Восточная Сибирь (хотя границы федеральных округов не изменились). Полпред президента в Сибири Виктор Толоконский не скрывал радости: «Любое ускорение развития восточных территорий будет позитивно для большой Сибири. Потому что регионы Дальнего Востока в значительной степени будут ориентированы на укрепление кооперационных связей с нашим макрорегионом. Изоляция ведь невозможна: Дальнему Востоку нужна будет и наша промышленная продукция, и наши ресурсы, прежде всего кадровые». «Если говорить, например, о Сочи, нашим компаниями там мало что перепадает – рядом хватает других промышленных центров. А уж от развития Дальнего Востока именно Сибирь должна получить максимальный выигрыш. Поэтому я уверен, что создание такого министерства – очень значимое для развития Сибири решение», – уверял Толоконский.
Недавно Минвостокразвития передало во Внешэкономбанк список приоритетных инвестпроектов, которые предполагается реализовать в ближайшие годы на условиях частно-государственного партнерства. Финансирование будет идти через Фонд развития Дальнего Востока – «дочку» госкорпорации. В списке – 92 позиции, сконцентрированные в основном в сферах энергетики и транспортной инфраструктуры; общая стоимость всех проектов, по некоторым оценкам, превышает 5 трлн рублей. Понятно, что даже если Восток России получит малую толику этой астрономической суммы, инвестиционный процесс здесь существенно ускорится. И хотя государство планирует поддерживать прежде всего крупные стратегические инвестиции, бизнесу, особенно местному, стоит как следует оценить свои силы и подготовиться к вероятному рывку.
С этим постулатом, как выяснилось в ходе пленарной дискуссии на форуме, никто не спорит. Хотя оценки высказывались разные. Так, Дмитрий Хмельницкий, первый вице-президент «РАТМ-холдинга», посетовал, что пока государство предпочитает лишь выделять средства. Рассчитывая, видимо, на «невидимую руку рынка» или способность бизнеса к самоорганизации. Президент инвестиционной группы «Мамонов» Владимир Мамонов добавил, что движение снизу не менее важно, чем сверху. Но опыт показывает, что длинных технологических цепочек при реализации крупных проектов, особенно в сырьевом секторе, автоматически не складывается: операторы, осваивающие государственные деньги (чаще всего – госкомпании), преследуют собственные интересы. О развитии местной экономики они думают мало (да и, по правде говоря, это не дело коммерческих структур, даже с госучастием). В результате от мегапроектов, как показывает опыт сахалинских проектов, и особенно Ванкора в Красноярском крае, регионам мало что перепадает.
В этой связи возникает важная дилемма – стоит ли государству целиком и полностью полагаться на рыночные механизмы или же пора взяться за ум и превратиться в умелого дирижера? Руководитель Центра ресурсной экономики при ИЭиОПП СО РАН Валерий Крюков, сославшись на опыт Норвегии, доказал, что без активной роли государства на данном этапе не обойтись. Прежде всего потому, что экономика Сибири, да и всего Востока страны, еще долго будет сырьевой – иного конкурентного преимущества у здешних территорий в мировом масштабе нет (за исключением мозгов, но они, как известно, все время утекают). И это преимущество – не проклятье, а база для эффективного и быстрого роста. Крюков напомнил, что завод по выпуску полипропилена в Тобольске, который сейчас достраивает «СИБУР холдинг», должен был появиться еще в начале 1990-х годов. Однако Сибирь застряла на этапе добычи, не успев как следует развить глубокую переработку сырья. Плоды этого провала, исказившего структуру местной экономики, мы пожинаем сегодня.
По мнению Валерия Крюкова, России нужно полностью пересмотреть существующую политику в отношении использования недр. Поставив во главу угла месторождения, а не компании (как сейчас), и выжимая из сырьевой ренты максимум возможного. Как, собственно, и делалось в Норвегии и других странах с мощным сырьевым сектором, сделавших за счет грамотного освоения собственных недр настоящий скачок в развитии. Правда, пока предложения ученого выглядят не то чтобы фантастикой, но все-таки нереализуемыми – ведь сырьевой сектор в России, за редким исключением, остается слабо конкурентным и мало эффективным. Но, как справедливо заметил Крюков, второй Бангалор в Сибири создать можно, и довольно быстро (местных «айтишников» хватает); однако будущее этих территорий – все равно сырьевое.
И нет сомнений, что транзитный и сырьевой потенциалы Востока России в ближайшие годы будут так или иначе реализованы. Вопрос – получится ли за счет извлекаемой ренты построить на этих территориях сложноструктурированную экономику. По мнению Владимира Мамонова, на первый план в этой ситуации выходит проблема управления – государству необходимо практически вручную формировать технологические цепочки, от самого верха до конкретного производителя отдельной детали или услуги из сферы малого или среднего бизнеса. Услуги, досуг, торговля – то, что экономисты считают третичным сектором, вырастут сами, как только у людей поднимется благосостояние. Это, кстати, доказывает и сложившаяся за годы рынка структура российской экономики, в которой теперь преобладает торговля. Но надежда на то, что вторичный сектор – высокотехнологичные производства, машиностроение, инженерия и другие «сложные» отрасли экономики – вокруг крупных инфраструктурных и добывающих проектов сложится автоматически, тщетны.
Многое зависит и от активности и дальновидности местных чиновников, а также предпринимателей. По словам Дмитрия Хмельницкого, сегодня всем компаниям в Сибири и на Дальнем Востоке стоит объективно оценить собственные компетенции. И не бояться в случае обнаружения «провалов» прибегать к сотрудничеству с иностранцами, в том числе с Китаем. «Нужен разумный компромисс. То, что можем сделать сами, должны делать сами. Но мы уже многое разучились делать, а потому в каких-то видах деятельности стоит привлекать иностранных партнеров. Ничего страшного в этом нет», – уверен бизнесмен. Более конкретных рецептов на форуме, естественно, не прозвучало. Но с тем, что потенциал роста Востока России требует глубокой и всесторонней оценки, согласились все. Значит, обсуждение будет продолжаться.