Конгресс должен усилить наступление на стратегическую коррупцию России, пишет авторитетный американский эксперт
Скоординированные действия Европейской Комиссии и США все еще имеют шанс остановить или по крайней мере приостановить Nord Stream 2, убежден Бенджамин Л. Шмитт, экс-советник по вопросам европейской энергетической безопасности Государственного департамента США.
Свои мысли он изложил в статье в издании Harvard International Review.
«Что можно сделать, чтобы остановить физическое воплощение российской гибридной кампании против влияния сплоченности Запада? Это игра на двоих США и ЕС», – пишет эксперт.
По его мнению, чтобы остановить проект на ближайшее будущее, прежде всего Конгресс мог бы ввести в действие целевые санкционные законопроекты, уже принятые почти единогласно как Комитетом по иностранным делам Палаты представителей, так и Сенатом. Принятие Акта о защите энергетической безопасности Европы 2019 года могло бы приостановить строительство Nord Stream 2 путем наложения санкций на субъекты, которые занимаются прокладкой глубоководных труб для строительства газопровода. Конгресс может помочь, призывая Управление контроля за иностранными активами Минфина реализовать этот закон, давая в то же время понять, что США не будут накладывать санкции на европейские компании за предоставление ими услуг, связанных с экологическими катастрофами.
Важно признать, что этот законопроект, если он будет принят, может сделать финансовые учреждения, страховые компании и любое количество других западных поставщиков профессиональных услуг важными игроками для успеха пересмотра Nord Stream 2, уменьшить масштабы или прекратить их участие в проекте.
Во-вторых, действия Конгресса относительно прекращения строительства Nord Stream 2 позволили бы сработать европейским собственным правовым режимам, отмечается в статье. Речь идет в первую очередь о европейской газовой Директиве. Обновленная в нынешнем году, эта Директива пытается обеспечить применение законодательства ЕС относительно Nord Stream 2, напоминает Шмитт. Не удивительно, по его словам, что «Газпром», который привык к монополистической модели ведения бизнеса, сейчас оспаривает новое законодательство в судах Брюсселя.
«Директива о газе является ключевым фактором для ослабления влияния Nord Stream 2», – утверждает Шмитт. Он объясняет это тем, что статья 11 Директивы требует от национального регулирующего органа принимающего государства-члена ЕС (в данном случае – Федерального ведомства Германии по сетям) отказать в сертификации проекта, если он наносит ущерб безопасности поставок для других государств-членов ЕС в целом. Эксперт приводит пример сентябрьского решения относительно трубопровода OPAL, которое было новаторским, поскольку обеспечило ощутимое юридическое решение, которое призвало усилить европейскую солидарность при оценке негативного влияния энергетической безопасности проекта, который является продолжением на юг трубы Nord Stream 1. Следовательно, прецедент по решению относительно OPAL затрудняет агентству сертификацию проекта, который столь явно вредит энергетической безопасности ЕС.
Бенджамин Л. Шмитт также обращает внимание на то, что использование Москвой таких геополитических проектов, как Nord Stream 2 в качестве способа обогатить российских олигархов, не ограничивается только внутренними союзниками господина Путина. Экс-канцлер Германии Герхард Шредер стал одним из самых эффективных «троянских коней» Кремля в Европе. Только за прошлое лето список «Шредеризированных» чиновников стал немного длиннее. В частности, его пополнил экс-канцлер Австрии Кристиан Керн, который написал письмо, соавтором которого стал бывший министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль, против американского Закона о санкциях (CAATSA) 2017 года. Вознаграждением за это стало, очевидно, назначение Керна на пост в правлении подконтрольных Кремлю «Российских железных дорог», утверждает автор.
«К сожалению, электорат в некоторых странах Западной Европы, похоже, принял «Шредеризированный статус-кво», и поэтому у бывших высших чиновников мало политической мотивации сопротивляться перспективе стать проводниками российского преступного влияния за хорошую компенсацию», – пишет аналитик. Не говоря уже об отсутствии обеспокоенности тем, что нынешний генеральный директор газопровода – не кто иной, как доверенный Путина экс-офицер Штази (Служба безопасности ГДР – ред.) Маттиас Варниг.
Важно отметить, что проект Nord Stream 2 – это не только бизнес-предложение. На момент объявления Nord Stream 2 в 2015 году несколько европейских тогдашних акционеров – в частности, OMV и BASF/Wintershall подписали выгодные договоры об обмене активами с «Газпромом» на права добычи газа в Российской Федерации, которые были вскоре поставлены на паузу из-за незаконной аннексии Крыма Россией и агрессии на востоке Украины. Анализ Сбербанка в 2018 году показал, что инвестиции «Газпрома» в такие проекты, как Nord Stream 2, на самом деле достаточно разрушительны для его акционеров. Вместо обычной коммерции, проекты используются как средство обогащения подрядчиков, которые имеют тесные связи с президентом России Владимиром Путиным, включая компании, контролируемые российскими олигархами (такими как Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг), которые уже находятся под санкциями США.
Газопровод должен позволить Кремлю значительно сократить или прекратить поставки российского природного газа на европейские рынки через Украину, продолжает аналитик. Несмотря на утверждения «Газпрома» о том, что трубопровод направлен на то, чтобы повысить объемы газа для Западной Европы, сам проект и его запланированное расширение отрицает эти утверждения. EUGAL в основном направлен на восток в Чехию, на пути к узлу распределения газа OMV в Баумгартене, Австрия, фактически в конце действующего украинского маршрута транзита газа из России в Европу. Менее 20 процентов мощностей проекта фактически предусматриваются для прямой доставки газа на запад, а остальное, подавляющее большинство, направлено как раз на замену объемов, которые сейчас транспортируют через Украину. Если трубопровод будет завершен, потеря поставок через украинскую ГТС нанесет ущерб интересам экономической и национальной безопасности Киева. Украина лишится как транзитных поступлений, так и части своей уже подорванной безопасности, говорится в статье. Без зависимости России от мощностей украинской газотранспортной системы, часть которых находится в непосредственной близости к боевым действиям на Востоке Украины, останется меньше сдерживающих факторов агрессивного поведения Москвы на Донбассе или в других местах Украины.
Противостояние Nord Stream 2 - один из немногих примеров непрерывности внешней политики в течение последних нескольких бурных лет в США. Поэтому сейчас Вашингтон должен не колебаться и действовать, заключает Шмитт. Существует насущная потребность в том, чтобы Конгресс усилил поддержку национальной безопасности Украины и наступление на стратегическую коррупцию России путем торможения продвижения Nord Stream 2, отмечает он. В эту эпоху изоляционизма будущие поколения должны иметь возможность оглянуться назад и прочитать о том, что США защищают Украину и стоят бок о бок с союзниками, пишет эксперт.
Ольга Танасийчук