Угрозы РПЦ, похоже, не очень пугают европейских православных христиан
Вряд ли годовщина «физического» получения Томоса в январе будет широко освещена в медиа. При желании, нам уже есть что праздновать: свои судьбоносные годовщины прошедших событий, которые наглядно демонстрируют, как можно давать автокефалию, были и в октябре (отмена московской юрисдикции), и в ноябре (второй Синод, который подтверждал предоставление автокефалии накануне Томоса и отмечалось, что Вселенская Церковь начала работать над Уставом новой украинской церкви), уже не говорим об Объединительном соборе и предоставлении Томоса.
Эти даты, безусловно, дороги верующим людям, но вряд ли без подсветки о них будет вспоминать общественность. А подсветки в этом году не будет. Автокефалия перестала быть фактором политических симпатий (оставаясь при этом полем борьбы), поэтому это будет время для спокойных годовых итогов с аналитикой достижений, первого автокефально-признанного опыта, сосуществования рядом когда-то трех юрисдикций и вероятных угроз и вызовов.
Но идем дальше...
События, происходящие в последнее время, дают основания для радости.
Напомним матчасть. После того, как церковь получает свой автокефальный статус, следующим шагом является рецепция, принятие ее другими поместными церквами. Это, скажем так, рабочий процесс, но он приобрел огромный вес из-за пропагандистского аргумента официальной Москвы и РПЦ, что «Поместную церковь Украины признали только греки» и что больше ни одна из поместных церквей этого не сделает. У официальной Москвы не было сомнений, что огромные пожертвования и долгосрочные теплые отношения сделают свое дело.
Однако церковный «варшавский договор» не устоял перед желанием церковного единства. Первой после Вселенского патриархата Православную церковь Украины признала Элладская церковь. Они тщательно готовили это принятие, разворачивая и официальные, и неофициальные связи. Несмотря на всю теплоту Греции к России и ее власти, для Элладской церкви Истина (а Истина – не только одно из имен Бога, но и признание церковного единства) оказалась дороже.
Следующей Православную церковь Украины признал Александрийский патриархат. Александрийский патриархат стал первым среди древних патриархатов православного мира, который начал евхаристическое (церковное) общение с ПЦУ и поминает нашего предстоятеля митрополита Епифания. Российские медиа назвали такое признание «ударом в спину», ведь предстоятель этой церкви всегда был другом России. Но становилось все более очевидным: Москва теряет влияние на тех, кого считала сателлитами. Конфликт, который подавали как греческий «беспредел», постепенно превращается в то, чем он по сути является, – московским отходом от вселенского православного единства.
Но на этом история признаний не завершается, она продолжается в необычных поступках предстоятелей других церквей.
Некоторые церковные активисты и интеллектуалы и раньше предполагали, что охочие епископы разных Церквей будут сослужить с иерархами ПЦУ, «не дожидаясь зеленого свистка от своих Синодов». Вчера за богослужением в Михайловском Златоверхом монастыре (накануне престольного праздника) сослужил во время всенощной епископ Исайя, викарий Олмоуцкой и Брненской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии.
Объясним: считается, что глава церкви Чешских земель и Словакии Ростислав входит в орбиту РПЦ. Действующий предстоятель был креатурой Моспатриархии, его избрание сопровождалось скандалами. Приходилось читать, что митрополит Алфеев (глава Отдела внешних церковных отношений РПЦ) приложил немало усилий для прохождения именно этого кандидата. Вселенский патриарх три года не признавал его, но в 2016 году все-таки признал ради восстановления единства.
И вот в ситуации, когда чуть ли не «постриженику» Москву надо делать выбор (ведь в свое время церковь-Мать признала его как руководителя), он старается, в отличие от сербов, не делать резких движений. Хранит молчание, не делает однозначных заявлений. В то же время один из епископов вдруг сослужит с главой Православной церкви Украины... Интересный момент? Не правда ли?
Признавать церковь можно по-разному. Можно принимать решения Синода, писать письма... Но что ни говори: совместное Богослужение в глазах православного люда – это главный маркер признания. Епископ одной из самых промосковских церквей сослужил с предстоятелем Поместной церкви Украины. Было ли это санкционировано митрополитом Ростиславом? Посмотрим. Если никто не будет наказывать епископа (или все ограничится предупреждением) за такое сослужение, значит официальное признание «на бумаге» – дело времени.
Это – после Эллады и Александрии – третье признание Православной церкви Украины, поэтому, скорее всего, ждать шагов других церквей осталось недолго.
Не исключаю, что это будет происходить так же, как и в последний раз. Не потому, что боятся Москвы, а просто чтобы не обострять отношения.
Например, патриарх Грузинской церкви молчит, но член синода митрополит Петр делает однозначные заявления в пользу Украинской церкви. В конце концов, ничто ему не помешает приехать и послужить вместе в нашем прославленном Михайловском соборе, как и другим.
Эксперты называют разные церкви, которые могут присоединиться к тем, кто приветствовал и признал блаженнейшего Епифания. Кто-то считает, что это будет Кипр. Кто-то говорит о Румынии. В Болгарии сейчас украинский вопрос – на рассмотрении канонической комиссии, но там, несмотря на сильную промосковскую партию, сохраняется устойчивая группа сторонников украинской автокефалии во главе с предстоятелем. Осторожно, без враждебности выдерживает риторику по «украинскому вопросу» Албанская церковь.
Когда писался этот материал, российские медиа сообщили, что Иерусалимский патриарх Феофил III, находясь в Москве на вручении премии единства православных народов, предложил провести совещание предстоятелей для сохранения единства. Кое-кто из российских аналитиков решил, что Иерусалимский патриарх – против Вселенского. Впрочем, если вчитаться в речь патриарха, можно увидеть совсем другое. Судите сами: «В мирном духе братской любви и заботы мы обращаемся со следующим приглашением. В нашем доме – Иерусалимском Патриархате — мы хотим принять наших братьев, Предстоятелей Православных Церквей, и в духе кинонии соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении. Единство Церкви в вере и жизни является даром Святого Духа, однако на нас — тех, кому вверено служение нашим Церквам как мистическому Телу Христову, лежит Богом данная ответственность за поддержание единства Церкви, даже если это требует жертвы. Мы стоим перед Богом, и у нас нет иного выбора, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства.
Пользуясь данной возможностью, объявляем, что мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения «братской встречи в любви», дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру.... Аналогии с Украиной очевидны, и позиция Иерусалима – явно не в пользу войны.
Одним словом, прогнозировать эти события – дело неблагодарное, потому что здесь случалось ошибаться крупнейшим церковным авторитетам. Однако, несмотря на все дипломатические маневры, несмотря на шантаж и угрозы сильной РПЦ, в этой истории очень хорошо слышны шаги. Шаги признанной Украинской церкви.
Лана Самохвалова, Киев