Топ-5 космических идей от Государственного конструкторского бюро «Южное»
Ни для кого, конечно, не секрет, что Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля в Днипре – одно из ведущих предприятий в сфере разработки систем для исследования космоса. Всемирная неделя космоса, которая завершается сегодня, стала формальным поводом, чтобы напомнить – над чем работают украинские конструкторы. Итак, Укринформ попросил их самих назвать наиболее весомые и перспективные в разработке и освоении космоса проекты. Поэтому встречайте Топ-пятерку.
1. РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ЦИКЛОН-4М»
В 2017 году КБ «Южное» представило ракетно-космический комплекс (РКК) «Циклон-4М», разработанный с учетом опыта успешного создания семейств ракет-носителей «Циклон» и «Зенит». Это обновленный, вполне коммерческий проект, одобрительно воспринятый мировой космической общественностью, а специалисты считают, что он способен открыть новые инвестиционные возможности для Украины.
«Мы провели кропотливую работу по оценке рынка пусковых услуг, поиска потенциальных мест базирования, минимизации затрат на создание ракеты-носителя и наземного комплекса, проанализировали потребности и ограничения потенциальных инвесторов, проработали различные технические и юридические вопросы. По нашей оценке, реализация проекта «Циклон-4М» создаст новые возможности и даст дополнительный импульс для развития ракетно-космической отрасли Украины, улучшит высокотехнологичную и инвестиционную привлекательность нашей страны», – рассказывают в пресс-службе предприятия.
РКК «Циклон-4М» - это ориентированность на выведение полезной нагрузки на низкие околоземные орбиты (включая солнечно-синхронные, и в случае необходимости – вывод на орбиту Международной космической станции); возможность запуска как одного, так и нескольких космических аппаратов для развертывания их группировок; новая двухступенчатая конструкция ракеты, в основу которой легли элементы и решение с высоким уровнем отработки; возможность изготовления ракет-носителей исключительно силами предприятий украинской кооперации.
Ракету-носитель Циклон-4М будет строить ряд украинских предприятий в кооперации: разработка – ГП «КБ «Южное» (Днипро), строительство – ПО «Южмаш» (Днипро), система управления ракеты – «Хартрон» (Харьков).
Для запуска этого новейшего ракетно-космического комплекса в провинции Новая Шотландия (Канада) начали строить космодром стоимостью 148 миллионов долларов. Подготовить к запуску ракет его планируют уже в 2020 году. С 2022 года будет запускаться до 8 таких ракет в год.
РН «Циклон-4» планировали запускать на геостационарную орбиту с экватора и спутник должен был пролетать по экватору, вращаясь одновременно с Землей. С Земли тогда будет казаться, что спутник висит в одной точке, поэтому надо мало спутников, что дешевле и эффективнее, в отличие от других орбит. Но эта орбита не достает до стран, которые есть в северных и южных широтах.
А вот РН «Циклон-4М» планируют запускать на Полярную орбиту, и тогда спутник будет пролетать через Северный, Южный полюса и всю Землю (то есть все страны мира).
В космической ракете РН «Циклон-4М» (в отличие от всех других ракет этой серии) КБ «Южное» впервые применило экологически чистую первую ступень от мирной ракеты РН «Зенит», в которой топливом служит керосин, а окислителем – жидкий кислород. Поэтому самая тяжелая ступень в РН «Циклон-4М» будет экологически чище. Кроме того, она гораздо безопаснее, чем, скажем, ядерные ракеты.
Аналогичное сочетание технологий РН «Зенит» и РН «Циклон» (как в РН «Циклон-4М») – планируется применять в будущем также в новой серии ракет РН «Маяк».
2. РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА «МАЯК»
Они предназначены для выведения космических аппаратов на низкие и средние околоземные орбиты, включая солнечно-синхронные.
В составе семейства ракет-носителей «Маяк» есть ракеты-носители легкого («Маяк-L1», «Маяк-L2»), среднего («Маяк-M1», «Маяк-M2») и тяжелого («Маяк-H3», «Маяк -H5 ») классов. Их создают на базе существующих РН типа «Зенит» и «Циклон». Перспективность их в том, что в ракетах используется экологически чистый топливный пар «жидкий кислород – керосин».
3. СПУТНИК СИЧ-2-1
В рамках Национальной космической программы Украины конструкторами «Южного» разрабатывается спутник «Сич -2-1», предназначенный для получения цифровых изображений поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах длин электромагнитных волн и передачи информации полученных изображений наземному информационному комплексу космической системы. Он является модификацией запущенного в 2011 году спутника «Сич-2».
В состав полезной нагрузки спутника «Сич-2-1» включен комплекс научной аппаратуры, предназначенный для исследования параметров нейтральных и заряженных частиц, электрического и магнитного полей в верхних слоях атмосферы Земли.
В одном сегменте со спутниками КБ «Южное» разрабатывает платформу для микроспутников YuzhSat, которая предназначена для создания микроспутников (массой до 50 кг) наблюдения Земли с научной и технологической целями.
В зависимости от вида устанавливаемой полезной нагрузки микроспутника, выбранных параметров орбиты, необходимого типа и точности ориентации, платформа имеет возможность дооснащения, а именно: увеличение скорости передачи информации, повышение точности ориентации, наращивание энергетических возможностей.
4. ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-815
Использовать такой двигатель собираются в большинстве перспективных РН типа «Маяк» разработки ГП «КБ «Южное». На предприятии отмечают, что на базе этого двигателя возможно создание линейки кластерных двигателей тягой от 500 до 1000 тс.
В линейке ракетных двигателей высокие перспективы использования имеет жидкостный ракетный двигатель РД-815. Это маршевый двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполненный по схеме с дожиганием генераторного газа. Двигатель разрабатывается на базе отработанных технологий РН «Зенит» и имеет высокие энергомассовые характеристики.
5. ПРОГРАММА АНТАРЕС
Программа «Антарес» основана американской компанией «Орбитал» с целью выхода на рынок пусковых услуг ракет-носителей среднего класса.
Для ее реализации была разработана двухступенчатая РН «Антарес», способная выводить на низкую околоземную орбиту до 8000 кг полезной нагрузки. Количество ступеней может быть увеличено до трех, однако эта возможность еще не реализована.
В разработке РН «Антарес» активное участие принимали украинские предприятия. Сейчас КБ «Южное» совместно с «Южмашем» серийно производит основную конструкцию первой ступени ракеты.
РН «Антарес» до сих пор использовалась для доставки грузов на МКС с помощью космического корабля Cygnus по контрактам с NASA. РН «Антарес» стартует с восточного побережья США (база Волапс, Вирджиния).
Свою экологичность она уже подтвердила, ведь первая ступень РКН – жидкостная: в качестве компонентов топлива используются жидкий кислород (окислитель) и керосин RP-1 (горючее).
Вторая ступень разработана на базе твердотопливного двигателя Castor-30XL.
Компания «Орбитал» является участником программ COTS и CRS (доставка грузов на МКС по контракту с NASA) и претендует на участие в других научно-исследовательских, безопасностных и коммерческих программах и проектах. В зависимости от компоновки, РН «Антарес» способна доставлять полезную нагрузку, кроме низкой околоземной орбиты, также на солнечно-синхронную орбиту и на межпланетные траектории.
Первый демонстрационный пуск РН «Антарес» состоялся 22 апреля 2013 года. На сегодня осуществлено пять пусков ракеты-носителя. Все они – успешные.
Людмила Блик, Днипро