В России принят закон о признании физических лиц СМИ-иноагентами
В понедельник, 2 декабря, российский президент подписал закон, который позволит признавать иностранными агентами физических лиц, то есть обычных граждан страны. 5 декабря Госдума оперативно приняла в последнем третьем чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, уточняя наказания за нарушение более общего закона о СМИ-иноагентах.
Там, однако, уже предусмотрены наказания и для обычных граждан (СМИ-физлиц), а не только настоящих медиа. Оба закона должны синхронизировано вступить в силу 1 февраля следующего года. И это еще один большой шаг в превращении России в, скажем так, большую Северо-Западную Северную Корею.
Чтобы понять всю бредовость принимаемых законов и то, насколько далеко уходит РФ от юридически цивилизованного пространства, нужно рассмотреть ситуацию подробнее, разобрав также систему репрессивных законов, принятых в России до того.
ЗАКОН ОБ ИНОАГЕНТАХ: ИЗ США 1938 ГОДА – В РОССИЮ XXI ВЕКА
Кремлевское руководство панически боится «цветных революций» и «зарубежного влияния». Внутри страны ставятся все большие препятствия, чтобы бизнес, да и обычные граждане не могли массово поддерживать более-менее либеральные, оппозиционные, правозащитные организации.
После массовых протестов 2011-2012 годов, успешно подавленных разными, в том числе репрессивными методами, летом 2012 года были приняты поправки в Закон «О некоммерческих организациях», согласно которому статус иностранного агента получали множество российских НКО. Для этого достаточно было двух определяющих признаков: занятие политической деятельностью на территории России и получение средств из-за рубежа.
Причем закон намеренно прописан так нечетко, что оба эти признака можно трактовать чрезвычайно широко. Так «политической деятельностью» оказывается любая социальная активность (например, работа сообщества диабетиков). Аналогично – с понятием получаемых «зарубежных средств»: под ними подразумеваются «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». Какое раздолье для толкований! «Иное имущество», полученное от «международных организаций» – брошюра с докладом-отчетом, полученная от «Amnesty International» в такое определение при желании тоже подпадает.
При этом российская юриспруденция кивала на зарубежный опыт, например, американский. Но в США подобный закон был введен в 1938 году, чтобы поставить под контроль влияние сил, симпатизирующих нацистской Германии. После окончания войны трактовка была дважды уточнена и сужена (в 1966 и 1995 годах). Плюс наличие независимого суда, что делает этот закон совсем уж «травоядным» (он теперь касается лишь лоббистов, отстаивающих политические интересы иностранных правительств, при том, что экономические лоббисты зарубежья регистрируются в соответствии с другим законом – о лоббизме).
Что касается СМИ-иноагентов... После начала российской агрессии против Украины в некоторых странах Запада были попытки как-то ограничить пропагандистскую, далекую от журналистских стандартов, работу российских СМИ, в первую очередь – Russia Today и Sputnik’а.
Всякий кто бывал за границей, знает – насколько асимметричная ситуация в этом вопросе. Российские телеканалы, в том числе RT, широко доступны повсюду, в отелях, по домовым антеннам. В то время, как в России иностранные СМИ и близко не имеют таких возможностей для ретрансляции.
Однако после робких попыток поставить под контроль деятельность RT и Sputnik’а российское руководство начало маркировать иноагентами «враждебные», зарубежные СМИ. В 2017 году в специальный реестр для начала были внесены «Голос Америки», национальные редакции и группы проектов «Реалии» медиахолдинга «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», телеканал «Настоящее Время» (на очереди BBC, Deutsche Welle, портал Meduza и др.).
ПРЕДЫСТОРИЯ: ЗАКОНЫ О ФЕЙКАХ, ОСКОРБЛЕНИИ ВЛАСТИ, СУВЕРЕННОМ РУНЕТЕ
А теперь зайдем с другой стороны. 18 марта этого года Путин подписал два также явно репрессивных закона: о запрете на распространение «недостоверной общественно значимой информации» (его кратко называют – «о запрете фейковых новостей») и закон о «наказании за неуважительные публикации о российском обществе, госсимволах и госорганах» («закон об оскорблении власти»). Любопытно, что по второму закону подавляющее большинство судебных дел заводятся за ругательства в адрес персонально Путина, благодаря чему, некоторые словосочетания, такие, как «сказочный долбо...б», стали в России мэмом. (Укринформ писал об этих законах в материале «Диалог Кремля с народом: “Ты меня уважаешь? Нет? Штраф!” Зачем приняты и что несут два новых цензурных российских закона»).
Но и это еще не все. 1 ноября в России вступил в силу закон о «суверенном рунете». (Подробней – в наших материалах «”Закон об изоляции Рунета”? Нет – о вмешательстве в частную жизнь. Новым законопроектом Госдума превращает РФ в тоталитарную страну», а также «Сколько суверенных интернетов нужно России? Подготовка к войне и распил денег – две стороны одной медали»). После чего началось его тестирование в Уральском федеральном округе. Впрочем, проходит оно непросто, поскольку такая степень контроля за жизнью россиян в Сети – ну очень амбициозная задача.
Таким образом, закон о возможности признавать СМИ-иноагентами обычных граждан – это не что-то случайное. Нет, это лишь еще одна узда, набрасываемая на общественно-политическую жизнь россиян, еще один инструмент для удержания власти, еще одна дубинка. Как обычно, прелесть этого закона – в том, что власть сама будет решать, когда и в какой степени пускать эту дубинку в ход.
НОВЫЙ ЗАКОН: ШТРАФЫ, ПРОИЗВОЛ, ШИРОКОЕ ТОЛКОВАНИЕ
А теперь смотрим суть закона о возможности признания едва ли не каждого россиянин «СМИ-иноагентом». Когда говорят, что этот закон позволяет признать иностранным агентом едва ли не каждого россиянина, то в этом нет преувеличения. Судите сами.
Есть два определяющих фактора для признания любого человека иноагентом: а) создание или распространение материалов СМИ – иностранных агентов; б) зарубежное финансирование. Сразу нужно подчеркнуть, что пункты «а» и «б» в законе друг с другом не связаны. То есть человек может перепостить материал Радио Свобода, а также получить денежный перевод от родственника, скажем, из Латвии или возврат денег за возврат покупки на Amazon. И всё, на этом основании персону уже можно оформлять СМИ-иноагентом.
Сейчас некоторые российские депутаты, провластные эксперты, успокаивая общественность, говорят, что настолько жестко и произвольно закон применяться не будет. Однако подтверждения их словам в тексте закона нет, а верить российским деятелям на слово – последнее дело.
А дальше в силу вступает гибкая система штрафов. За первое «нарушение порядка деятельности СМИ-иноагента» физическое лицо, обычный гражданин штрафуется на 10 тыс. рублей (157 долларов). Должностное лицо — 50 тысяч (783 доллара), юридические лица — 500 тысяч рублей ($7,83 тыс.). При повторном «нарушении»: штраф для физлиц возрастает до 50 тысяч (783 доллара), должностные лица — 100 тыс. ($1,57 тыс.), юридические лица — миллион рублей ($15,7 тыс.). Есть также понятие «грубого нарушения закона» – это более двух случаев в течение года. Тут уж штраф будет составлять: для физлиц — 100 тысяч ($1,57 тыс.), для должностных лиц — 200 тысяч ($3,13 тыс.), для юридических лиц — 5 млн рублей ($78,3 тыс.).
Идем дальше. Людям, которых признали «СМИ – иностранным агентом», нужно будет снабжать все свои сообщения пометкой, что это написал «иностранный агент». За неисполнение данного требования можно будет блокировать блоги, сайты, персональные аккаунты в соцсетях. Причем конкретные детали того, как это все будет исполняться и контролироваться, – пока не прописаны, а значит есть простор для произвола. Кроме того, есть требование, чтобы «СМИ – иноагент» зарегистрировалось в качестве... некой российской компании. Это, однако, грозит новыми рисками. Поскольку после этого в случае действия, признанного нарушением, персона уже будет штрафоваться не как физическое лицо, а как юридическое. А это, как мы видели выше, означает, что штрафы будут больше в 50 раз! В свою очередь, нерегистрация юрлица грозит административным арестом.
ИНОАГЕНТЫ В РОССИИ – «ЗА ШАГ ДО ПОГРОМОВ»
Какой же была реакция в России на принятие такого закона? В провластных медиа – разумеется, успокаивающая. В либеральным кругах – возмущенная. Но не так, чтобы громко и массово возмущенная, с пикетированиями и какими-то протестами. Нет, лишь бурчание в соцсетях и некоторых пока еще доступных эфирах.
Стоит, к примеру, отметить негативную реакцию очень популярного среди российских «либералов» аналитика Екатерины Шульман. Она частенько рассуждает достаточно умиротворяюще, говоря, что в России дела не так уж плохи и всё, что нужно для нормального демократического общества, в стране есть... Правда, в «спящем состоянии». В случае же с рассматриваемым законом она такую соломку стелить не стала. Что, однако, показательно, Шульман взвалила вину за принятие такого закона (как мы видели выше, хорошо вписывающегося в общую тоталитарную систему, выстраиваемую Кремлем) исключительно на его создателей и «одобрятелей»: «Вот какова власть и влияние законодателя. Если бы можно было, чтобы, [когда] инициатор (подобного закона, – О.К.) куда-нибудь делся или перестал быть депутатом — это сразу обнуляло все его предыдущие голосования. Но это не так». Какое лукавое возмущение – как будто высокообразованной госпоже Шульман самой непонятно, почему «это не так», как будто здесь виноваты исключительно исполнители, а не заказчики.
Ну а Виктор Шендерович, так же традиционно изъясняющийся более жестко и прямо, сказал, что от принятого закона до погромов – один шаг. И сравнил статус физлица-иноагента с желтой звездой, которую нацисты нашивали на одежду евреям. В целом ситуацию в России последних дней он описал так: «Будничные и жестокие государственные репрессии. И чувство тоски и бессилия по этому поводу тоже успело стать будничным. Еще разрешается уехать с родины, которой теперь рулят людоеды. Но если ты не уехал и продолжаешь бороться, твое уничтожение – вопрос очередности».
Эти слова – не только в связи с новым законом, а по сумме событий. Во вторник резко ухудшилось здоровье, отказали ноги у российского оппозиционера Сергея Мохнаткина, которому сломали позвоночник в колонии. В среду условный срок Марка Гальперина (интервью с ним – на Укринформе) переоформили в реальный. Также в среду российская прокуратура запросила очередной дикий срок для очередного участника сфабрикованного «московского дела», Егора Жукова – 4 года колонии, просто ни за что (якобы за призывы к насилию).
Продолжение следует...
И новый закон поможет в ужесточении российских порядков.
Олег Кудрин, Рига
Первое фото: DW