Следующая встреча четверки намечена на весну 2020-го. Как пройдут эти месяцы,есть ли шансы изменить безальтернативный Минск - отвечают эксперты
Владимиру Зеленскому удалось вытянуть Владимира Путина из Кремля на переговоры в Париж. В глаза посмотрел. Привез в Киев коммюнике и, как считают большинство экспертов, сыграл вничью - красных линий не перешел. Следующий саммит намечен на весну 2020 года. Но как пройдут эти четыре месяца и, собственно, состоится ли следующая встреча вообще - это первый вопрос.
Второе, и самое главное - это внесение изменений в Минские договоренности. Именно на этом, как оказалось, упирал президент Зеленский в Париже. И был поддержан немецким канцлером Ангелой Меркель на итоговой пресс-конференции: Есть вопрос, этот документ окаменевший, или его можно менять. Ведь есть определенные предложения президента Зеленского по его изменению (...) Мы надеемся, что этот документ снова будет гибким, и он будет оживлен.
Что ж, как только четверка разъехалась по домам - украинский представитель в Трехсторонней контактной группе в Минске Алексей Резников сразу же заявил о готовности пересмотра договоренностей, мол, это нужно для того, чтобы они сработали. Потом эту тему снова подхватил Владимир Зеленский: Это будет очень сложно сделать, но мы должны это сделать. Я уверен, что некоторые вещи мы сможем изменить и будем менять...
А тем временем в Кремле... Никаких изменений в Минске не будет и быть не может, - подчеркнул российский представитель в ТГК Борис Грызлов. Однако пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков спел несколько иную песню - о взаимной воле сторон конфликта. Цитируем: Если после понедельника произошла какая-то перемена позиций одной из сторон, а именно Киева, то это вопрос, который предстоит долго и напряженно анализировать всем трем другим участникам нормандского формата... Для любых новаций нужна взаимная воля сторон конфликта, без этого разговор малоперспективен.
Конечно, не стоит спешить с выводами типа: процесс варится, что он движется, то есть сказанное Песковым не следует расценивать как прямой намек о готовности к обсуждению этого вопроса. Впрочем место для предположений все же оставим вакантным. А что обо всем этом думают эксперты, прогнозы?
По словам политического эксперта, заместителя директора Украинского института исследования экстремизма Богдана Петренко, очередная нормандская встреча привела к тому, что Украина набрала на себя очередных обязательств, - домашних заданий - от реализации которых, вроде бы, будет зависеть наша следующая встреча.
Почему вроде бы? А потому, что Россия во встрече заинтересована не меньше (санкции сами собой не снимутся). И наши домашние задания связаны с непопулярными для большинства украинцев (а особенно - пассионарной их части) шагов - отвод войск, имплементация формулы Штайнмайера в законодательство и согласования условий проведения выборов. Дополнительная проблема последнего пункта в том, что согласно Комплексу выполнения минских соглашений, согласовывать модальности выборов мы должны с представителями ОРДЛО. Реализация каждого пункта - это причина к обострениям в стране, - говорит Петренко. - Не исключено, что для того, чтобы снять подобные обострения, украинская власть будет увеличивать количество информационных триггеров, для того, чтобы разделять внимание. Как это произошло 12 декабря, когда голосовалось продление действия закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО (одновременно с этим - Шеремет, телеканал «Звезда», ледяной каток под ОП). Будут вбрасываться сообщения о еще большей зраде, которые затем окажуся фейком или личной точкой зрения какого-то депутата. Но на их фоне, реальные уступки Украины будут восприниматься уже не как зрада, а вполне нормальные.
С эмоциональной стороны, говорит эксперт, политическим уступкам будет оправдание в виде выполнения Россией безопасности гуманитарных требований, то есть - прекращение огня (полностью - маловероятно, но для видимости снижение интенсивности прогнозируемо) и обмен задержанными (высока вероятность для тех, которые находится в оккупированном Донбассе). А с рациональной стороны - украинцы должны осознавать, что жизнь людей, в том числе и своих, для РФ ничего не значит. Для них главное политическое доминирование. Поэтому для них набрать очередную порцию заложников не будет проблемой, как и не будет проблемой пребывание российских граждан из числа комбатантов в украинских тюрьмах, - утверждает Петренко.
Что касается изменения Минска, то, отмечает он, мы и так его наблюдаем. Украина не настаивает на том, что предусмотрено первым Минском - войска остаются на линии 19 сентября 2014 года, то есть с украинским Дебальцево. Россия не выполняет даже первый пункт Комплекса действий (прекращение огня), но заставляет Украину обсуждать модальности выборов, которые идут четвертым пунктом, или изменения в Конституции - 11 пункт. Но вопрос: почему эти изменения не были предложены на первой встрече; будут ли они менять российский сценарий на украинский или просто смягчать его, и что убедить Россию пойти на изменение хронологии - уступки в других сферах, наша способность убедить Запад в усилении давления на Кремль? Без реальных предложений, пока все заявления - это только заявления. Даже не намерения, - резюмировал Петренко.
В свою очередь, политолог Олег Саакян утверждает, что по результатам встречи в Париже так и не произошло сближения между Украиной и Россией по ключевым вопросам. Прекращение огня, разведение на трех новых участках, обмен всех установленных на всех установленных - это вопросы, которые не касаются причин российско-украинской войны и, соответственно, не имеют прямого влияния на завершение конфликта.
Скорее, они являются производными. Зато все то, что касается корня проблемы, то есть, что могло бы повлиять на завершение войны - осталось вне текста коммюнике. Это, в частности, вопросы контроля над границей, понимание природы и сторон конфликта, а также выборы - что они собой представляют и ради чего должны состояться на оккупированных ныне территориях. Поэтому надеяться на то, что декабрьский саммит приблизил нас к миру, думаю, не приходится. В то же время этот саммит нас и не удалил от него, и в этом я вижу стратегический позитив. Более того, Владимиру Зеленскому удалось актуализировать вопрос оккупированного Крыма и навязать повестку дня с вопросами безопастности. Об этом, с одной стороны, свидетельствует заявление госпожи Меркель о гибкости Минска, а с другой - многочисленные заявления (то есть, реагирование на эту повестку дня) Путина и ряда российских спикеров о невозможности передачи границы до выборов. О чем это говорит? Думаю, что повестка дня уже инсталлирована, а значит в ближайшие четыре месяца рядом с теми вопросами, которые записаны в коммюнике, появится еще один - граница, - говорит политолог. - Очевидно, что Украина будет готовить и продвигать в течение следующих четырех месяцев собственное предложение в Минске. Собственно, об этом господин Резников уже успел заявить. А РФ, параллельно с этим, будет саботировать принятые в Париже решения, используя классическую для себя тактику. Собственно, за последние несколько дней уже началось провоцирование так называемой зрады внутри Украины - визит журналистов телеканала Звезда, анонсирование якобы интервью Зеленского каналу Россия 1 и так далее... Создаются информповоды, которые призваны поляризовать украинское общество, а в ближайшие четыре месяца этот процесс будет только усиливаться, нас ждет довольно жесткий период противостояния, как в информационном, так и в дипломатическом и во внешнеполитическом планах. Поэтому шансы на встречу четверки весной 2020-го я не расцениваю как высокие.
Зато с перспективах изменения Минска, по мнению Саакяна, все довольно призрачно. Потому что аргументов в пользу того, что изменения произойдут, причем в нужном для Украины русле, кроме упомянутого заявления Меркель, пока нет. Вместо этого заявление Дмитрия Пескова об обоюдности. Думаю, это не что иное, как попытка Кремля сыграть в айкидо. Их машина вошла в ступор, а значи надо искать новые инструменты, новые пути, чтобы вернуть собственную повестку дня. Страшилки Путина, мол, Донбасс могут грозить перспективы Сребреницы, указывают лишь на кризис фантазии. И, как видим, Кремль снова прибегает к заезженным, старым и нерелевантным объяснениям, которые звучали и раньше. И заявлениями Пескова РФ пытается спаять этот вопрос с контролем над границей. Фактически, говоря о том, что не Украина и РФ, а Украина и так называемые Л/ДНР должны сесть за стол переговоров. И в случае, если позиция сторон будет иметь обоюдный характер, ну, тогда можно будет о чем-то говорить, - убеждает Саакян.
Собственные соображения по этому поводу также выразил политолог-международник Павел Бульдович. В течение следующих четырех месяцев, говорит он, Украине следует максимально сосредоточиться на том, чтобы практически реализовать договоренности, достигнутые в Париже: обмен пленными, прекращение огня, разведение сил на дополнительных участках, решения насущных гуманитарных проблем.
Эти шаги не нарушают статус-кво в ущерб нашей стране, зато позволяют решить жизненно важные для украинских граждан вопросы. Кроме того, реализация указанных мер будет хорошей площадкой и основанием для дальнейших переговоров участников нормандского формата. Параллельно Киев может выдвигать предложения по модификации закона об особом статусе Донбасса в выгодных для себя рамках по вопросам безопастности. И добавляет: Это нужно по нескольким причинам: во-первых, нам необходимо проактивная позиция, чтобы даже теоретически не допустить имплементации угрожающих пунктов этого закона, во-вторых, реалистичность и преимущества своих предложений необходимо объяснять западным союзникам Украины, без поддержки которых будет похоронена сама возможность изменения условий особого статуса, в-третьих, модальности законодательства об особом статусе стоит коммуницировать с украинским обществом для понимания красных линий, без чего ни один сценарий не будет легитимен. В общем, если Киев постоянно проявлять инициативу по поводу оговоренных шагов, то это будет однозначно положительно оценено на Западе и станет твердым основанием для проведения следующего нормандского саммита. Сейчас крайне важно, чтобы в случае вероятного провала предстоящей встречи вины украинской стороны в этом не было вообще.
Что касается возможности редактирования Минских договоренностей, то, по мнению Бульдовича, величайшей победой на этом этапе является публично озвученная поддержка такого предложения со стороны канцлера Германии. Сейчас украинской дипломатии предстоит поработать над тем, чтобы эту инициативу публично поддержали и другие важные партнеры, прежде всего президент Франции и руководство США. Если в этом вопросе удастся достичь коалиционности, иметь возможность праздновать реальную победу, - уверяет эксперт.
Что касается того, как можно изменить Минск-2, то, утверждает политолог, «формула Штайнмайера» на этом пути является позитивом для Украины. По крайней мере в том смысле, что она первый и пока единственный пример отхода от буквы Минских соглашений, их компромиссной интерпретацией. К примеру, сегодня наиболее важной и непримиримой точкой соприкосновения является контроль над украинской-российской границей. В Минских договоренностях четко зафиксировано, что Украина восстанавливает контроль над границей в последнюю очередь - после местных выборов, закона об особом статусе и изменений в Конституцию, словом, после всеобъемлющего политического урегулирования ситуации. Но здесь речь идет именно о контроле со стороны правительства Украины, так почему бы на переходный период этот контроль не отдать миротворческому контингенту, расширенной миссии ОБСЕ, полицейской миссии ЕС и т.д.? Подобный механизм не противоречит тексту Минска-2, подобно «формуле Штайнмайера» - это лишь инструмент реализации соглашений, который нивелирует безосновательные предположения Путина о повторении Сребреницы в Донбассе, - убеждает Бульдович. - Впрочем, заявление Пескова о необходимости политической воли сторон конфликта как предпосылки для изменения Минских соглашений, очевидно, апеллирует к традиционному настаиванию Кремля на прямом диалоге между Киевом и так называемыми “Л/ДНР”.
Мирослав Лискович. Киев