Авторы публикации в The Washington Post проанализировали действия украинского руководства в первые дни после авиакатастрофы
КИЕВ. В субботу в течение нескольких часов после ошеломляющего признания Ираном факта ошибочного сбития их ракетой украинского пассажирского самолета, Украина самостоятельно сделала большое признание. Фото, сделанные днем ранее, на которых были изображены обломки самолета с небольшими отверстиями на них, указывают на возможное повреждение самолета иранской ракетой.
Очевидно, о том, что в среду вблизи Тегерана самолет рейса 752 Украинских международных авиалиний был поражен именно ракетой, Украине стало известно еще задолго до признания этого Ираном. Но руководство государства выбрало взвешенный дипломатический подход.
После публикации этих фото изображать свою непричастность Ирану будет трудно, – заявил The Washington Post Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Вскоре после падения самолета и гибели на борту 176 человек официальные представительства Америки, Канады и Британии заявили о своем предположении: самолет сбил именно Иран. Президент Украины Владимир Зеленский попросил их поделиться имеющейся информацией, но объявить какой-либо вывод со стороны Украины отказался, что было стратегическим решением, сообщил Данилов.
Мы пришли к этому выводу раньше, чем Америка и Канада, – сказал он.
Украина хотела, чтобы следователи собрали все веские доказательства, заявил Данилов. Украинское представительство было осторожным, чтобы избежать резкой критики со стороны Ирана в течение этого времени для обеспечения дальнейшего сотрудничества на месте события.
Перед Зеленским, который оказался между Соединенными Штатами и Ираном после удара, нанесенного американским беспилотником и смерти генерал-лейтенанта Касема Сулеймани, лидера Корпуса стражей Исламской революции, стояла сложная задача - обеспечить сотрудничество Ирана и западных сторонников, не поддерживая ни одной из сторон конфликта, – сказала Кэтрин Квин-Джадж, киевский аналитик Международной кризисной группы.
Через четыре дня после падения самолета Зеленский объявил, что он и президент Ирана Хассан Рухани договорились о полном и техническим сотрудничестве, включая вопросы компенсации.
И снова Зеленскому удалось сохранить дипломатический баланс и с достоинством выйти из ситуации, – заявила Нина Янкович, научный сотрудник Международного научного центра имени Вудро Вильсона. – Для новичка в политике он, видимо, имеет четкое понимание того, как именно примирить противоборствующие стороны для защиты интересов Украины.
На сегодня вопрос с Ираном в определенной степени решен, чего нельзя сказать о России и падении самолета авиакомпании Malaysia Airlines в июле 2014 года. Этот самолет был сбит ракетой, запущенной с контролируемой повстанцами территории на востоке Украины; погибли все 298 человек, которые находились на борту.
Группа следователей из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины определила российскую военную часть, которая руководила зенитной ракетной системой, и начала уголовное преследование российских и украинских граждан, которые могут быть причастны к этому. Несмотря на это, Россия продолжает отрицать какую-либо причастность к инциденту.
Самолет вылетел из европейской столицы более пяти лет назад, но Европа все еще не завершила расследование этой катастрофы и не может определить виновных, – сказал Данилов. – В нашем случае понадобилось значительно меньше времени, чтобы понять, что произошло.
Украинская команда из 45 экспертов и поисково-спасательного персонала, включая тех, кто работал над делом авиакомпании Malaysia Airlines, прибыла в Тегеран в четверг утром, чтобы расследовать причину падения украинского самолета и идентифицировать тела погибших. В пятницу министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил журналистам о том, что как обычно и случается в подобных случаях, следственная группа не удовлетворена условиями работы.
Они хотят иметь более широкий доступ в сжатые сроки, – сказал Пристайко. – Им нужно больше информации и данных. Очень трудно сказать, оправдана ли это просьба».
На фотографиях с места катастрофы, размещенных в социальных сетях, были продемонстрированы остатки российской ракеты системы противовоздушной обороны Тор, известной в НАТО как SA-15 Gauntlet. В 2005 году Россия экспортировала зенитную ракетную систему из нескольких стран, включая Иран. Она была создана для поражения целей короткой и средней дальности.
В четверг Данилов написал на своей странице в Facebook о необходимости детального осмотра места аварии следователями.
Среди других проблем, следователи столкнулись с тем, что место катастрофы было быстро очищено бульдозерами. Обломки самолета были вывезены в соседний ангар. Украина не получила доступ к черным ящикам до пятницы. Пристайко отметил, что следователи исследовали обломки самолета и химические остатки на нем, а также посетили больницу, анализируя тела людей, погибших в катастрофе.
Зеленский сообщил, что образцы ДНК родственников 11 украинцев, которые находились в самолете, были собраны для обнаружения их тел.
Современные технологии, быстрый обмен информацией и работа с информационными ресурсами, которые сейчас существуют в мире, дают возможность найти ответы на очень сложные вопросы, – сказал Данилов. – Варианта с непричастностью Ирана к катастрофе больше быть не может. Мы считаем, что они это уже поняли, что больше нет варианта, в соответствии с которым они были бы непричастны.
Анализ информации, которую мы получили здесь – не в Тегеране, а в Украине – уже указывал на то, что у них не было оснований отрицать.
Избежание большего международного раскола – это значительный вызов для 41-летнего комика Зеленского, которого поддержали на выборах в Украине прошлой весной. Его втянули в дело об импичменте президента Трампа, и он проводил переговоры с Россией, Францией и Германией относительно прекращения конфликта на подконтрольных пророссийским сепаратистам территориях Восточной Украины.
В видеообращении к украинцам Зеленский был торжественным, но победным. Мы работали систематически, без истерии и с одной целью: достичь результатов, чтобы узнать правду об обстоятельствах катастрофы, – сказал он.
The Washington Post
Первое фото: АА