В какой суд в Гааге может обратиться Украина, чтобы наказать виновных и получить компенсации
Эта “катастрофическая ошибка” унесла жизни 176 человек. Среди них 11 украинцев – девять членов экипажа и двое пассажиров. Ошибочно выпущенная ракета, которая попала в авиалайнер, убила граждан семи стран: Украины, Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, ФРГ и Великобритании.
Сейчас трудно сказать, что именно заставило Иран взять на себя ответственность. Доказательства, которые начали появляться в сети, информация спецслужб разных стран, международное давление...
Главное, что своим признанием Иран не допустил многолетних мучений, которым из-за молчания подверглись родственники погибших в катастрофе рейса МН17. Уже больше пяти лет они пытаются выяснить, что произошло. Семьи погибших рейса PS752 заявили, что услышав правду, почувствовали облегчение и уже на этой неделе надеются получить тела родных.
На месте катастрофы работают эксперты с целью детального исследования и окончательного установления истины и причин трагедии.
И, похоже, в катастрофе с самолетом МАУ, так же, как и с МН17, без россиян не обошлось. В сети почти сразу после падения воздушного судна начали появляться изображения обломков ракеты Тор – зенитной ракеты российского производства. Команда Bellingcat собирает и проверяет достоверность всех находок, пытается выяснить, где были сделаны фото и видео. Стоит отметить, что Иран закупает у России ЗРК Тор.
Итак, что известно об атаке на самолет МАУ Bellingcat, к каким выводам пришли авиаэксперты, и как комментирует трагедию нидерландский адвокат, который специализируется на авиакатастрофах – в какой суд, по его мнению, может обратиться Украина?
ВМЕСТО БАРСЕЛОНЫ В ТЕГЕРАН
Он очень любил Нидерланды. Бортпроводник Boeing 737-800 МАУ Игорь Матьков бредил небом и облетел едва ли не весь мир. Обожал Нью Йорк и по-настоящему был влюблен в Амстердам. Его бывшая гражданская жена Кристина Александрович рассказала Укринформу, что вместе они много путешествовали, но именно в Амстердам он был готов улететь в любой момент.
“Если бы я ему сказала: “Полетели в Амстердам”, – он бы тут же прыгнул в самолет и мы полетели. В этом городе невероятная атмосфера, архитектура, свобода. Мы были несколько раз в Нидерландах. Побывали во многих разных городах. Это страна, которая завораживает”, – вспоминает Александрович.
О том, что Игорь Матьков погиб вблизи Тегерана, она узнала от его матери. Вместе пара была 9 лет. Игорь фактически стал вторым отцом для ее сына от первого брака.
И хотя молодые люди год назад разошлись, они сохранили хорошие отношения, виделись и постоянно общались. Разговаривали даже за день до его смерти. И уже на следующий день, 8 января, после взлета из тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни был сбит самолет Международных авиалиний Украины. Кристина говорит, что Игорь не должен был лететь в Тегеран.
“Ему поставили вместо Барселоны рейс на Тегеран. И ему было страшно лететь. Он словно что-то предчувствовал. Перед вылетом он мне несколько раз звонил. Просто невозможно поверить: разбился, этого не может быть”, – рассказывает Кристина Александрович.
Женщина говорит, почувствовала облегчение, когда Иран признал сбитие самолета МАУ. Она уверена, что это признание спасло ее и других людей, которые потеряли своих близких, от многолетней изнурительной борьбы за правду.
Я больше всего боялась, что все свалят на тех, у кого уже не спросишь. Эта трагедия, страшная смерть, но то, что Иран признал, – это облегчение. Я теперь знаю, что произошло. Это может показаться странным, но мне стало легче: слава Богу, это не будет длиться годами, как с трагедией МН17. Уже известно, что произошло, эта информация уже предоставлена, – сказала она.
Кристина надеется, что уже на этой неделе, после проведения ДНК-экспертизы, тела погибших вернутся в Украину и родные смогут с ними попрощаться.
“Его мать, она ждет сына... Пока неизвестно, когда тела могут отправить в Украину, но я предполагаю, что это может быть на этой неделе. Я надеюсь, что это не затянется надолго”, – говорит Александрович.
Нидерландец Пит Плуг в катастрофе МН17 потерял брата, невестку и племянника. Его брат – один из двух человек, кого не идентифицировали. Прошло уже больше пяти лет, а человеческих останков брата не нашли. Пит не смог с ним попрощаться.
Хорошо, что Иран все признал, это спасло родных 176 погибших от многих болезненных моментов и разочарований”, – говорит член правления фонда “Авиакатастрофа” Пит Плуг.
Фото и видео авиакатастрофы вблизи Тегерана словно вернули родственников погибших в катастрофе MH17 в 2014 год. Трагедия в Иране стала болезненным напоминанием о потере их близких в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, когда был сбит пассажирский самолет, выполнявший тот трагический рейс. Из 298 196 погибших были гражданами Нидерландов. Международная совместная следственная группа пришла к выводу, что МН17 был сбит из зенитно-ракетного комплекса Бук, который принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде противовоздушной обороны российских вооруженных сил, которая дислоцируется в Курске.
РОССИЙСКАЯ РАКЕТА ТОР И ПРИЗНАНИЕ ИРАНА
Сначала Иран так же, как и Россия относительно МН17, пытался скрыть свою причастность к трагедии и отрицал сбитие самолета МАУ.
Тогда США, Канада и Нидерланды, которые имеют многолетний опыт расследования катастрофы МН17, сообщили о наличии данных о сбитии украинского самолета зенитной ракетой.
Министр обороны Нидерландов Анк Бейлевельд сказала: служба военной разведки и безопасности имеет соответствующую информацию. Она также подчеркнула, что очень важно провести детальное расследование. Важно, чтобы мы поддерживали друг друга, – отметила Бейлевельд.
В сеть выложили первые снимки обломков ракеты Тор – зенитной ракеты российского производства. Команда Bellingcat взялась проверять их достоверность и призвала всех делиться любыми изображениями с места трагедии, которые могут рассказать хоть что-то о деталях катастрофы. С каждым днем количество фото и видео увеличивается, появляются кадры предполагаемого запуска ракеты Тор.
“Кажется все более вероятным, что это была ракета земля-воздух Тор, но отбрасывать другие варианты еще рановато, потому что еще нет 100% доказательств”, – сказал Укринформу основатель международной группы журналистов-расследователей Bellingcat Элиот Хиггинс.
То, что Иран ненамеренно сбил самолет украинской авиакомпании МАУ, британский авиаэксперт Петер Вайнинга (Peter Wijninga) назвал очень возможным. Такое мнение и у немецкого эксперта Тима ван Беверена (Tim van Beveren), который смотрел видео в сети.
“Похоже, что видео достоверное, хотя и очень низкого качества. К сожалению, вероятно, что самолет был сбит ракетой”, – сказал он в комментарии Укринформу.
Иран со своей стороны пытался убедить, что причиной катастрофы стали технические неисправности самолета. Говорили о возгорании двигателя, но впоследствии Иран официально признал сбитие украинского пассажирского самолета авиакомпании МАУ и пообещал наказать виновных в гибели 176 человек. Большинство погибших – граждане Ирана и Канады.
“Я доволен, что иранцы признали это. За последние пять с половиной лет я видел боль, причиненную россиянами родственникам погибших на борту MH17 путем лжи, пропаганды и подделки информации, поэтому рад, что семьи жертв PS752 избавлены от этого”, – сказал в комментарии Укринформу основатель международной группы журналистов-расследователей Bellingcat Элиот Хиггинс.
НАКАЗАНИЕ ВИНОВНЫХ
Украина открыла уголовное производство относительно катастрофы украинского самолета вблизи Тегерана. Нидерландский адвокат Веру Мева, который специализируется на авиакатастрофах, отметил, что в соответствии с приложением 13 Чикагской конвенции Расследование авиационных происшествий и инцидентов – страна-производитель самолета, страна-разработчик, страна, в которой базируется авиакомпания, страны, чьи граждане погибли в катастрофе, имеют право участвовать в расследовании. То есть, в соответствии с международными правилами, расследовать трагедию должны Иран – страна, где произошла трагедия, Украина, как страна, в которой зарегистрирован самолет, США, как страна-производитель самолета. А также страны, потерявшие своих граждан, имеют право присоединиться к расследованию.
Веру Мева занимался такими делами, как катастрофа Boeing 737 авиакомпании Turkish Airlines, выполнявшего рейс Стамбул-Амстердам и потерпевшего крушение при заходе на посадку в 2009 году, а также авиакатастрофа аэробуса A-330 авиакомпании Afriqiyah Airways в Триполи 2010 года. А еще представлял интересы родственников погибших в катастрофе MH17 в ЕСПЧ.
“Это настоящая трагедия, рейс Международных Авиалиний Украины PS752 разбился вблизи Тегерана. Существуют международные правила (конвенция ИКАО) (англ. - International Civil Aviation Organization, ICAO), которые определяют, как действовать в таких случаях”, – сказал Мева в комментарии Укринформу.
По его словам, государство, на территории которого произошел инцидент, может делегировать проведение расследования другому государству, также может обращаться к различным организациям с просьбой оказать помощь и содействие, в частности направление специалистов, проведение доступных технических экспертиз при расследовании.
Государство, граждане которого погибли, имеет право назначить своих экспертов и отправить на место трагедии, что было сделано Украиной после сбития самолета МАУ вблизи Тегерана.
“Если причиной стало военное преступление, тогда у вас есть случай, подобный MH17. Иран можно привлечь к ответственности. Родственники погибших могут претендовать на компенсации. Иран - член МУС (Международного уголовного суда), Украина может обратиться в МУС.
Например, по делу MH17 Нидерланды решили не обращаться в МУС, было проведено расследование вместе с Украиной, которая также входит в Международную совместную следственную группу. И после выводов были объявлены имена причастных к трагедии”, – отметил нидерландский адвокат.
А вот обращение в ЕСПЧ невозможно, ведь Иран не является государством-членом Совета Европы, которое ратифицировало Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод.
И пока мир чтит память погибших в авиакатастрофе в Иране, по всей стране – после признания сбития самолета авиакомпании МАУ начались демонстрации. Участники этих акций требуют отставки властей Ирана и скандируют Смерть диктатору.
Ирина Драбок, Гаага
Первое фото: АА