Но от заявлений о выводе и сокращении войск глава Белого дома перешел к риторике о военной мощи
Одно из ключевых обещаний Дональда Трампа, которое помогло ему стать президентом США, – возвращение американских военных домой. «Большие нации не ведут бесконечные войны, – заявлял он еще в прошлом году. – Мы возвращаем наши войска домой. Меня избрали потому, что обещал привести наших солдат». Однако ликвидация иранского генерала Касема Сулеймани и обострение ситуации в Персидском заливе, похоже, вносят существенные коррективы в эти намерения.
ВОЗВРАТ ИЛИ ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ?
Впрочем, до их выполнения всегда было достаточно далеко.
Эксперты обращают внимание на то, что при Трампе, несмотря на его заявления, численность американских войск за рубежом не изменилась со времен его предшественника Барака Обамы.
В последние месяцы президентства демократа Обамы США, по данным Пентагона, содержали за пределами страны около 198 000 военнослужащих. При Трампе этот показатель якобы снизился – 174 000. Но это лишь статистический трюк: президент сказал – президент сделал... На самом деле, начиная с декабря 2017 года Пентагон, по данным СМИ, исключил из официальных отчетов численность войск, которые дислоцируются в Афганистане, Ираке и Сирии с весьма сомнительным объяснением – с целью «защиты вооруженных сил». Если эти силы приплюсовать и добавить еще 3000 военных, направленных в Персидский залив после январского обострения отношений между Ираном и США, то получается почти та же «обамовская» цифра – 197 000.
Несмотря на искреннее желание Трампа нравиться тем избирателям, которые считают, что Америка не должна расходовать средства и рисковать жизнью американских солдат ради каких-то далеких от нее конфликтов, ему не удается это желание реализовать. Поскольку, как говорят эксперты, Трампу каждый раз приходится менять мнение, когда он сталкивается с проблемой вывода войск. Обстоятельства и окружение сдерживают от резких авантюрных шагов.
До избрания на пост президента Трамп неоднократно называл войну в Афганистане «ужасной ошибкой» и все время повторял: «Пора возвращаться домой!»
«Место сидения» откорректировало «принципиальную» позицию: после прихода к власти Трамп нарастил военное присутствие в Афганистане на 50 процентов.
«Колебания Трампа привели к косметическому перераспределению и в то же время к хроническому беспорядку в приоритетах США – и отнюдь не к значительному сокращению численности войск», – отмечает издание Foreign Affairs.
Рассмотрим на конкретных примерах.
Два года назад – в ноябре 2017-го – эта страна, союзница США, объявила о победе над Исламским государством на своей территории. Однако победа не была «полной и окончательной». Скрытые группы боевиков все еще проявляют активность и устраивают террористические акты, особенно в провинциях Салахаддин и Киркук. Кроме того, на территории Ирака действует шиитская военизированная организация «Катаиб Хезболлах», которую всячески поддерживал Иран и лично ликвидированный американцами Сулеймани. Эта организация враждебно относится как к Исламскому государству, так и к США, в которых признана террористической. Недавний обстрел военной базы в Ираке, в результате которого погиб американский гражданский контрактник, был организован именно этой группировкой. И именно по его базе в конце декабря США нанесли авиаудар.
До недавних пор Вашингтон содержал в Ираке 5000 военных – мизер по сравнению с 2007 годом, когда там насчитывалось 170-тысячное войско – во время войны США против режима диктатора Саддама Хусейна. В 2011 году американские вооруженные силы почти полностью покинули страну. Но в 2014-м иракские власти вновь попросили США ввести войска для борьбы с Исламским государством, которое контролировало треть территории страны. После победы над ИГИЛ в феврале 2018-го США вновь начали выводить войска из Ирака с намерением оставить там всего 4000 инструкторов для обучения бойцов иракских сил безопасности.
Январские события все кардинально изменили. Из-за обострения ситуации в Персидском заливе после уничтожения Сулеймани и обстрела двух баз иранскими силами, на которых размещались американские военные, Белый дом решил перебросить в регион около 3000 военных из элитных сил быстрого реагирования 82-й воздушно-десантной дивизии, которые находятся на военной базе Форт-Брэгг в Северной Каролине. В то же время иракский парламент обратился к правительству с требованием расторгнуть соглашение о присутствии американского контингента, чтобы американцы убирались.
Вашингтон ответил на это резким отказом.
АФГАНИСТАН: НЕ «ДОМОЙ», А БЛИЖЕ К КИТАЮ
Трамп демонстрировал, что решительно настроен на сокращение военного присутствия в Афганистане. Он неоднократно заявлял, что пришло «время возвращаться домой». (В 2010 году во время обострения военных действий там находилось 140 000 военных США).
Правда, непонятно, кого он обвиняет, поскольку во время прихода Трампа к власти в Афганистане насчитывалось 8500 американских военных, а во время его президентства их там стало в полтора раза больше..
В то же время о сокращении штыков на несколько тысяч говорили постоянно. Председатель Юридического комитета Сената США Линдси Грэм в декабре озвучил точную цифру: в Афганистане может остаться 8600 бойцов, сообщает Military Times. Остальных переведут в Индо-Тихоокеанскьий регион, чтобы противостоять Китаю.
В последние дни прошлого года сообщалось, что террористическая группировка «Талибан», которая ведет войну с контролируемыми США властями Афганистана, заявила, что готова договориться о временном прекращении огня на территории страны. Предполагалось, что режим тишины продлится 10 дней, в течение этого времени Талибан попытается заключить мирное соглашение с США, переговоры с которыми возобновились в конце ноября 2019 года. Мирное соглашение дало бы возможность Вашингтону вернуть домой своих военных и завершить 18-летнюю военную операцию – самую длинную в военной истории Америки.
По словам министра обороны Марка Эспера, численность американских войск в Афганистане может быть сокращена для перемещения их в Индо-Тихоокеанский регион.
Правда, обострение ситуации на Ближнем Востоке, очевидно, откорректирует эти планы.
СИРИЯ: ПОЛОВИНА ТАКИ ОСТАЕТСЯ
О планах вывода войск из Сирии было известно еще в 2018 году. После соответствующих заявлений Трампа даже объявили об отставке тогдашние министр обороны Джеймс Маттис и специальный представитель США в коалиции по борьбе с Исламским государством Бретт Макгерк.
6 октября 2019 года Трамп неожиданно приказал вывести войска из Северной Сирии, где США оказывали поддержку своим курдским союзникам.
«Мы победили ИГИЛ, – заявил он. – Наши ребята, наши молодые женщины, наши мужчины – они все возвращаются».
Вывод войск США открыл путь вторжению Турции в северную Сирию на подконтрольную курдам территорию для создания контролируемой 32-километровой пограничной зоны. Следующий шаг Турции – переселение в эту зону сотен тысяч сирийских беженцев с турецкой территории, что позволит создать там подконтрольный Анкаре автономный регион. Такой план по вытеснению курдов от турецкой границы на 32 км на юг может существенно изменить демографическую ситуацию.
Кроме того, в регионе заметно активизировалась Россия. Российские военные развернули силы вблизи Рас-эль-Айна, где раньше размещалась крупнейшая американская база в Сирии, которую американцы уничтожили после ухода.
Это решение также активно критиковали члены Конгресса, в том числе лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл. Против выступали также чиновники Пентагона.
В результате Трамп сделал шаг назад и согласился оставить в Сирии половину 2-тысячного контингента. Около тысячи военных будут охранять нефтяные месторождения. Остальных перевели в другие места Ближнего Востока.
ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: НА ЗАЩИТУ НЕФТИ
В сентябре по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии было нанесено два удара, ответственность за которые взяли на себя йеменские проиранские повстанцы-хуситы. В свою очередь саудиты и американцы обвинили в нападениях собственно Иран.
В частности, беспилотники атаковали крупнейший в мире завод первичной переработки нефти на востоке Саудовской Аравии и нефтеперерабатывающее предприятие на нефтяном месторождении Хурайс. Крупный пожар на какое-то время сократил добычу нефти вдвое. Нападение было совершено с территории Йемена – в ответ на вторжение Саудовской Аравии в ту страну.
Для поддержки саудитов в противостоянии с Ираном США направляют на Аравийский полуостров военные силы.
В целом Трамп санкционировал развертывание около 14 000 военных в Персидском заливе, в том числе около 3500 – для защиты нефтяных объектов Саудовской Аравии.
По словам министра обороны Марка Эспера, это будут преимущественно войска противовоздушной обороны.
АФРИКА НЕ В ПРИОРИТЕТЕ
Сегодня в Африке размещен относительно небольшой контингент американских вооруженных сил – от 6000 до 7000 военных. Преимущественно в странах Западной Африки, а также в Сомали.
В основном это военные инструкторы, а также недавно построенная в Нигере база беспилотников стоимостью 110 млн долларов. Пентагон намерен сократить или полностью вывести эти войска, что является частью глобального плана передислокации американских войск по всему миру – переориентации с антитеррористической деятельности на возможную агрессию со стороны Китая и России, сообщает New York Times. Такой шаг повлек бы уменьшение помощи французам, которые поддерживают Мали, Нигер и Буркина-Фасо в борьбе с «Аль-Каидой» и «Исламским государством».
Ежегодно Пентагон выделяет 45 млн долларов на сотрудничество с Францией, которая с 2013 года содержит в Мали значительный военный контингент (4500 военных) для противостояния террористам «Аль-Каиды» и ИГИЛ.
По сообщению New York Times, Пентагон поручил Африканскому командованию Вооруженных сил США уже до января разработать план вывода и перемещения войск.
Переброска войск из Западной Африки, пишет газета, ссылаясь на информацию от чиновников, это якобы первая волна сокращений. В дальнейшем ожидается сокращение войск в Латинской Америке и Афганистане.
Что касается Латинской Америки, то из 800 американских военных баз во всем мире 76 размещены в этом регионе, преимущественно в Центральной Америке и в Карибском бассейне. Каких-то конкретных данных о сокращении и передислокации войск из этого региона пока нет.
КИТАЙ И РОССИЯ — ОСНОВНЫЕ ПРОТИВНИКИ
В то время как Трамп говорил о «возвращении домой», чиновники Пентагона и Белого дома дали этим перемещениям более рациональное объяснение.
В соответствии со Стратегией национальной обороны, которую Пентагон презентовал два года назад, основными противниками Соединенных Штатов считаются Китай и Россия.
«Стратегия направлена на предотвращение агрессии со стороны Китая и России и применения ими инструментов принуждения и запугивания для достижения собственных целей и причинения вреда интересам США и сосредотачивается, в частности, на трех ключевых театрах: Европе, Индо-Тихоокеанском регионе и Ближнем Востоке», – подчеркнули в Пентагоне.
В свою очередь стратегия Пентагона основывается на принятой в декабре 2917 года президентом Трампом Стратегии национальной безопасности.
В этом документе подчеркивается, что Соединенные Штаты вступают в новую эру противостояния, определив Россию и Китай противниками, и в то же время отмечается необходимость построения с ними партнерства.
Что касается противостояния Китаю, то на сегодня США содержат около 40 постоянных военных баз в Индо-Тихоокеанском регионе, большинство из которых расположено на территориях стран-союзников – Японии, Южной Кореи и Австралии.
По словам министра обороны Марка Эспера, США намерены инвестировать во временные военные базы в регионе, что может быть привлекательным для многих стран, которые не заинтересованы в усилении Китая. К таким странам относятся, в частности, Филиппины, с которыми США имеют соответствующее соглашение. Постоянную базу Вашингтон не может там построить, однако «временно» может содержать мобильные подразделения бесконечно долго.
Защитой Европы от России занимаются американские базы, расположенные преимущественно на западе Европейского континента и насчитывают они около 60 тысяч военных.
Кроме того, на сегодня США временно содержат (на ротационной основе) около 4000 военнослужащих в Польше, включая бронетанковую бригадную боевую группу, а также до тысячи в странах Балтии (500 в Литве). Развертывание этих войск началось в 2014 году, после оккупации Россией Крыма, в рамках миссии НАТО для защиты от российской агрессии на восточном фланге.
Польша давно хочет привлечь американцев для создания постоянной базы на своей территории. Осенью прошлого года Пентагон пообещал полякам, что база будет, в сентябре Трамп и президент Польши Анджей Дуда подписали соответствующую декларацию. Предварительно договорено, что там может находиться около 1000 военных.
Польша предлагает разместить на постоянной основе американскую бронетанковую дивизию. Наиболее вероятным местом дислокации называют район вблизи городов Быдгощ и Торунь. При этом Польша готова покрыть большую часть расходов на размещение дивизии (1,5-2 млрд долларов). Поляки даже предлагают назвать базу «Форт Трамп».
Пока в Восточной Европе американцы не имеют ни одной военной базы.
ЧЕМ ГРОЗИТ КОНЕЦ «ВЕЧНЫХ ВОЙН»
Как правило, заявления Трампа о сокращении войск сопровождаются противоречивыми внешнеполитическими шагами.
Так, после того, как в мае 2018 года он объявил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, Тегеран более чем в десять раз нарастил объемы обогащения урана. А после январских событий вообще отказался от прежних обещаний. Сокращение войск в Сирии ударило по союзникам США – курдам, открыло путь для перераспределения сил в пользу Турции, России и режима сирийского президента Башара Асада. Заигрывание с Путиным лишь усилило аппетиты Москвы. Показное панибратство с северокорейским лидером Ким Чен Ыном вообще выглядит как авантюра, которая только усилила самоуверенность диктатора и никаких результатов не принесла. При Трампе КНДР провела больше ракетных испытаний, чем при Обаме.
Трамп не только не положил конец «вечным войнам», но и сделал более вероятной еще одну войну, отмечают эксперты Foreign Affairs.
...Поэтому никакого «возвращения» военных домой не было, а тем более – после январского противостояния, которое едва не привело к войне. От заявлений о выводе и сокращении войск Трамп перешел к риторике о военной мощи государства. И понятно, что одновременно быть мощными и при этом отводить войска – довольно сложно.
- Он такое говорит, потому что его необразованный электорат хочет это слышать, – говорит нью-йоркский журналист Джордж Баумгартен, который специализируется на теме Ближнего Востока.– Американцы не хотят войны, несмотря на то, что хотят казаться сильными и влиятельными. Правда, сейчас его избиратели поддерживают действия США в отношении Ирана. Он призвал страны НАТО больше приобщиться к процессам на Ближнем Востоке, а мы, мол, «сможем вернуться домой и использовать НАТО». Думаю, это только слова, рассчитанные на тех, кому нравится «решительность» президента в вопросе «возвращения наших ребят».
Владимир Ильченко, Нью-Йорк