Специалисты убеждены: возможности для удаления с фасадов исторических зданий “наростов и прыщей” есть. Не хватает желания выполнять закон
Кабинет Министров утвердил обновленный Перечень строительных работ, которые не требуют получения разрешительных документов от уполномоченных государственных органов, – информирует Правительственный портал. Отныне не нужно получать разрешения на перепланировку не только квартир в многоэтажках, но и торговых залов и офисных помещений. Как напомнил заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе, частичная либерализация строительных норм, благодаря которой упрощено обустройство пандусов и других средств доступности, замена блоков балконов, окон и дверей, произошла еще в прошлом году. Теперь мы расширяем перечень. В частности, если раньше для перепланировки квартиры нужно было получать разрешение Государственной архитектурно-строительной инспекции, то сейчас такие работы, при отсутствии вмешательства в ограждающие и несущие конструкции и инженерные сети снабжения, разрешительных документов не требуют”, – рассказал замминистра.
Для “уставших” от всевозможных бюрократических препон украинцев, которые столько натерпелись в результате применения принципа “без бумажки ты (смягчим при переводе) никто...”, новость, согласитесь, приятная. Так же на стремлении наших соотечественников сделать свое жилье комфортнее кто-то сильно наживался – и, в основном, не благодаря упорному труду, а благодаря связям с местной властью, а также должностными лицами разрешительных органов в сфере архитектуры и градостроительства... Причем, довольно часто в подобных фирмах значатся родственники тех же чиновников. И услуги таких “посредников” недешевы. По данным, которые находим на сайте одной из “профильных” фирм, от 6 тысяч гривень (при узаконивании перепланировки) и от 12,5 тысяч – за легализацию работ по реконструкции. Сотрудники подобных структур готовы браться даже за “сложные” случаи (то есть, когда перепланировка выходит за рамки действующих норм и стандартов). Конечно же, за большие деньги.
Новое решение правительства, безусловно, позволит гражданам сэкономить на таких “услугах”. А также на взятках, которые приходилось платить чиновниками напрямую. Но... не воспользуются ли таким облегчением те, кто желает узаконить всевозможные пристройки к сооружениям, имеющим архитектурное и историческое значение? Кое-где (в частности, во Львове) такой “архитектурный вандализм” запретили.
Формально подобные ограничения (на переоборудование балконов и установку на фасадах исторических зданий антенн и кондиционеров) действуют и в других населенных пунктах – потому что этого требует закон. Но на практике в большинстве случаев на такие нарушения просто “закрывают глаза”.
Стоит пройтись по центральным улицам Киева, чтобы убедиться в безграничности «фантазии» тех, кто стремится благодаря пристройкам, надстройкам и переоборудованию балконов увеличить на несколько метров свою недвижимость. Каких только “халабуд” и подвесных “сараев” здесь не увидишь! Из дерева, пластика, гипсокартона... Похожие на теплицы, курятники, избушки Бабы Яги и собачьи будки... То же самое и в “спальных” районах. Имиджу Киева как европейской столицы” все это ой как вредит...
Законодательные основания для наведения порядка есть. А желание?
Как же противостоять химерам, портящим “лицо” украинских городов? Особенно, когда речь идет о зданиях, имеющих историческое значение. Ведь случаев, когда такими “будками” увешаны дома, на которых установлены охранные или мемориальные доски, “хоть пруд пруди”. И основная проблема в том, что за многие десятилетия, на протяжении которых местные власти, органы охраны историко-культурного наследия, благоустройства и архитектурно-строительного контроля, а также подавляющее большинство граждан “прятали голову в песок”, явление приобрело катастрофические масштабы. “Бороться с этим нужно, как говорится “всем миром”. Речь идет о совместных усилиях государства, местных властей, руководства ОСМД, жилищно-строительных кооперативов и эксплуатационных организаций, а также неравнодушных граждан”, – считают эксперты, с которыми пообщался корреспондент Укринформа.
“По Закону “Об охране культурного наследия”, любое вмешательство в предмет охраны памятника запрещено. Поэтому никакого остекления балконов, никаких антенн и кондиционеров на исторических фасадах быть не может, – напоминает вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины Георгий Духовичный. – Законом предусмотрено подписание каждым собственником доли или всей достопримечательности охранного соглашения, где прописаны условия использования такой недвижимости. В соответствии с типовыми требованиями документа, все непредвиденные проектом остекления и другие изменения фасада в течение определенного времени должны быть ликвидированы. И за счет нарушителя все нужно вернуть в первоначальное состояние. Причем нарушением закона считают любые вмешательства, когда бы они не произошли – несколько лет назад, в конце прошлого века...”
Если владельцы недвижимости в исторических зданиях отказываются подписывать охранный договор, их должны штрафовать. В частности, согласно статье 92 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за это грозит штраф от пятидесяти (850 гривен) до ста (1700 грн) необлагаемых минимумов. При повторном отказе штрафные санкции увеличиваются вдвое. Также путем внесения обременений в государственных реестров блокируется возможность продажи и официальной аренды объектов, владельцы которых отказались подписывать охранные соглашения.
Еще более жесткое наказание для нарушителей-юридических лиц – до тысячи необлагаемых минимумов доходов (17 000 гривен) (статья 44 Закона “Об охране культурного наследия”). При этом задача инспекторов департаментов охраны культурного наследия, действующих при органах местного самоуправления, обследовать исторические центры населенных пунктов, фиксировать нарушения и направлять предписания собственникам объектов, где выявлены незаконные вмешательства. Отсутствие реакции – повод для судебных исков.
Архитектор и общественный деятель Иван Пономаренко считает, что штрафы за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры могли бы быть и больше. Он приводит примеры европейских государств, где штрафные санкции, даже для физических лиц достигают десятков тысяч евро. Причем, надзорные органы мгновенно реагируют на каждую попытку “модифицировать” фасад исторического здания. Подготовка обращений в суд длится всего несколько дней, а не тянется годами, как у нас. Поэтому эксперт призывает к более оперативным и более жестким действиям и отечественных чиновников, отвечающих за эту сферу:
“Нужно показательно, по решению суда, демонтировать несколько десятков таких незаконных пристроек. Да еще и оштрафовать их владельцев. Как это происходит в “цивилизованных” странах. Причем, это касается не только исторических памятников, но и объектов массовой застройки. Ведь внешние стены зданий не принадлежат жильцу конкретной квартиры (независимо от того, приватизирована она или нет). Это – совместная собственность жителей всего дома. Поэтому любые изменения в зданиях, не подпадающих под действие законодательства по охране культурного наследия, невозможны без согласования с ОСМД, правлением ЖСК или иной организацией, на которую возложены функции по управлению многоквартирным домом. У нас же на это никто не обращает внимания. И довольно часто, в том числе благодаря ловким юристам-посредникам, такие трансформации удается узаконить”, – говорит Иван Пономаренко.
Также эксперты настаивают на полном запрете принятия решений о предоставлении в пользование земли, если это не согласовано с ОСМД или другими организациями, управляющими домом. Соответствующие нормы содержатся в статье 42 Земельного кодекса Украины. Закон предусматривает возможность передачи в собственность или предоставления в пользование земельного участка под многоквартирным жилым домом “только для нужд объединения собственников дома или предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих управление этими домами, поскольку придомовая территория принадлежит всем жильцам, а не только тем, кто живет на первом этаже”. Соответственно, возведенные без разрешения постройки (пристройки) не могут быть узаконены даже в судебном порядке. Прежде всего, это касается пристроек, которые возводят для собственных нужд жители первых этажей многоквартирных домов.
Закон не должен быть “дышлом”
Таким образом, вряд ли кто-то возьмется утверждать, что отечественное законодательство в этой сфере намного хуже, чем европейское. Проблема только в соблюдении законодательных норм.
“Как и во многих других сферах общественных правоотношений – начиная от правил дорожного движения до выполнения чиновниками функций, делегированных государством, – в этой сфере царит правовой нигилизм, – констатирует Георгий Духовичный. – Преодолеть такое отношение можно, лишь убедив граждан в неотвратимости наказания за каждое нарушение (от штрафов за мелкие проступки до длительных тюремных сроков – за серьезные преступления). При этом наказание должно быть неотвратимым для всех. А то, как показывает опыт моих коллег-архитекторов, если видишь крупнейшие пристройки балконов, крупнейшие антенны и огромное множество кондиционеров на фасадах, будь уверен: в этой квартире живет или депутат, или сотрудник Кабмина, влиятельный “силовик”, или же кто-то из их родственников. Так чего же ждать от “обычных” граждан, если законы не соблюдают те, кто их принимает и кто должен следить за их выполнением?”
Поэтому, по словам эксперта, Национальный союз архитекторов уже много лет настаивает на создании в Украине строительной полиции. Она должна взять на себя часть функций ГАСИ, которая на практике почти ничего не делает для нормализации ситуации. Более того, иногда чиновники сами “крышуют” нарушителей.
Григорий Духовичный приводит пример Львова, где городские власти подали сотни судебных исков против физических и юридических лиц, установивших пластиковые окна на домах в историческом центре. Специальная комиссия горсовета уполномочена штрафовать нарушителей на сумму до 170 тысяч гривен. Наказывают не только за “некорректную” замену окон, но и за перепланировку помещений в старинных зданиях, установку на фасадах кондиционеров, переоборудование и надстройку балконов. А летом Львовский горсовет решил штрафовать еще и за так называемую “лоскутную” покраску фасадов исторических зданий.
С 1 октября 2018 года вступили в силу новые Государственные строительные нормы (ГСН), которыми отменено предыдущее ограничение на остекление балконов при возведении многоэтажек. До сих пор нормы обязывали застройщиков оставлять незастекленными балконы выше третьего этажа. Объясняли это требованиями пожарной безопасности.Согласно действующим до недавнего времени нормам, при проектировании и строительстве многоэтажек не допускалось остекление балконов. Но жители активно делали это самостоятельно. Такое самовольное остекление портит внешний вид зданий и негативно сказывается на “лице” наших городов. Часто кроме этого, люди еще и расширяют площади балконов, превращая их в ужасные пристройки. И это уже вопрос безопасности тех, кто живет в таких домах или проходит мимо них. Мы пересмотрели эту норму, и в новых изменениях к ГСН предусмотрели возможность остекления балконов при проектировании, – пояснил заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе.
Согласно новым изменениям, разрешается остекление балконов или лоджий с шириной не менее 1,2 м, если площадь остекления составляет не менее 50% площади наружных стен балконов, а окна устраиваются с суммарной шириной не менее 1,2 м и открываются в сторону балкона. Норма призвана предотвращать самовольное остекление балконов и лоджий.
Впрочем, поскольку норма не является обязательной, застройщик может и дальше отказываться от остекления балконов, чтобы удешевить жилье. Поэтому проблема самостоятельного обустройства балконов по принципу “кто в лес, кто по дрова” и здесь окончательно не решена. Но эксперты убеждены: постепенно, нам все же удастся “разбить скалу” правового нигилизма, равнодушия и привычки людей жить по принципу: “после меня хоть потоп”. И тогда центры наших городов... ну хотя бы чем-то будут напоминать, к примеру, “образцовую” Прагу...
Владислав Обух, Киев