Через две недели евробляхеров будут штрафовать. А владельцев электрокаров с нового года обяжут заменить номера на зеленые
С 22 августа владельцев автомобилей с так называемыми еврономерами начнут штрафовать. Напомним, согласно принятому в ноябре прошлого года законодательству, штрафные санкции за использование автомобиля с иностранной регистрацией должны были применять еще с 24 мая. Но Верховная Рада отсрочила на 90 дней введения в действие этих норм. Срок этот истек довольно быстро, а взаимопонимания между властью и активистами так называемого движения евробляхеров, похоже, так и нет. Стороны остались на прежних позициях, несмотря на неоднократные заявления президента Владимира Зеленского о необходимости урегулировать, наконец-то, вопрос. Парламент VIII созыва к предложению нового президента отсрочить штрафы еще хотя бы на три месяца не прислушался, а новая Верховная Рада сделать этого не успеет, потому что первое заседание будет только 3 сентября.
Отсидеться, надеяться на везение или доброго дядю... Есть ли шансы избежать штрафов?
Единственное, на что могут рассчитывать евробляхеры, чтобы гарантированно избежать штрафов, или переждать, не пользуясь проблемными машинами до возможного решения ВР, или, о чем не раз заявляли лидеры активистов, - снова выходить на улицы с протестом. Правда, судя по комментариям в соцсетях, общество все меньше поддерживает евробляхеров, которым дали достаточно времени для оформления машин.
Еще одним из вариантов может быть получение таможенниками и правоохранителями негласных приказов временно, пока парламент не рассмотрит вопрос, закрывать глаза на нарушения. Но это уже можно расценивать как пренебрежение законом со стороны самих правоохранителей. Ведь они обязаны выявлять и штрафовать нарушителей.
В частности, по закону, они имеют право взыскать с автовладельцев в пользу государства до 170 тысяч гривень. К примеру, при превышении срока доставки транспортных средств личного пользования и коммерческого назначения на 20-30 суток нарушителей будут штрафовать на 85 тысяч гривень. Если же срок превышен более чем на месяц - на 170 тысяч. Такие же санкции и при превышении сроков временного ввоза транспортных средств. Кроме того, предусмотрена ответственность за передачу такого транспортного средства во владение или распоряжение другому лицу или его использование в коммерческих целях (от 34 тысяч гривень). От 8500 до 17 тысяч штрафа нарушителям может выписать и полиция: у полицейских появится еще одно законное основание останавливать машины: они смогут проверять любое транспортное средство с иностранной регистрацией с целью выявления факта его передачи во владение, пользование или распоряжение лицам, которые не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита. Если же автовладелец не исправится или в отведенный законом срок не оплатит штраф, машину вообще могут конфисковать. Правда - только по решению суда.
“Евробляхеры”, по-прежнему, – против
Активисты движения евробляхеров требуют немедленно внести изменения в законодательство об автомобильном транспорте. Как отмечает соучредитель ОО АвтоЕвроСила Александр Чернявский, власть должна осознать: евробляхеры не хотят нарушать закон, но вынуждены делать это из-за трудного материального положения. Многие люди, владеющие нерастаможенным автомобилем, просто не успели накопить денег на оплату всех пошлин и таможенных сборов, - убеждает активист. И напоминает, что во многих случаях речь идет о 2-3 тысячи евро и даже больше. Если эти суммы не снизить, людям придется сжечь свои автомобили, и многие на это готовы, говорит Чернявский.
Чтобы предотвратить это, в сообществе владельцев евроблях хотят добиться существенного удешевления стоимости растаможки - в частности, удалив из формулы расчета акциза коэффициент возраста автомашины. В идеале - выполнение требования, которое еще прошлой осенью выдвигали участники акций протеста евробляхеров в центре столицы - чтобы стоимость растаможивания любого автомобиля не превышала 500 евро.
У тех же, кто считает неуместными какие-либо дальнейшие уступки евробляхерам, свои аргументы. Они убеждены. что продление отведенного для регистрации евроблях срока не поможет. Ведь кто мешал владельцам таких автомобилей легализовать их в июне-июле, после переноса срока наступления административной ответственности, или в марте-мае, когда растаможили лишь несколько сотен машин, или же в ноябре-декабре прошлого года, когда действовал льготный режим уплаты акциза (50% платежа)? Но желающих воспользоваться такой возможностью было немного. Поэтому генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко уверен: все законопослушные владельцы автомобилей с иностранной регистрацией, которые хотели узаконить свой транспорт, это сделали. Еще часть - готовы соблюдать закон и решить проблему другим способом.
Есть группа людей, которые и не собирались растамаживать автомобили. Поскольку брали их для хозяйственных нужд - например, чтобы они поездили как такси. Стоимость этих машин можно отбить буквально за 3-4 месяца. Потом - их продавать на запчасти, - рассказал Назаренко. Правда, такая судьба, очевидно, ждет лишь несколько тысяч автомобилей. Всего же в Украине, по разным оценкам, остается от 250 до 800 тысяч нерастаможенных евроблях.
Электроводитель электроводителя увидит издалека
С 1 января 2020 г. электрокары на наших дорогах можно будет узнать не только по модели, но и по специальным номерными знаками с зеленым шрифтом. Это предусмотрено законом О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании доступа к инфраструктуре зарядных станций для электромобилей, который в эти дни подписал президент.
Небольшой по объему документ (4 страницы) будет способствовать доступности дорожной инфраструктуры для владельцев автомобилей с электрическими двигателями. Для них оборудуют специальные (к тому же, оснащенные электрозарядками) парковочные места, обозначив спецзнаками и разметкой. А сами электрокары получат новые номера - с зелеными цифрами и буквами.
Среди прочего, документом запрещена парковка, остановка или стоянка обычного транспорта на местах, предназначенных только для автомобилей с электродвигателями. За нарушение - штраф от двадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан (по нынешним расценкам - от 340 до 510 гривен).
Конкретный дизайн специальных номерных знаков с зеленым шрифтом и порядок их выдачи должны утвердить во исполнение закона МВД, МЭРТ, Минрегион и другие заинтересованные ведомства. Также в Правилах дорожного движения и, конечно же, непосредственно на автодорогах страны появятся новые дорожные знаки: Для электромобилей, Кроме электромобилей, Станция зарядки электромобилей.
Предусмотренные новым законом особенности парковки автотранспорта с электродвигателями уже испытали во Львове, - рассказывает один из пионеров электромобильного движения в Украине, председатель Клуба ЭлектроАвтоСам Вадим Медведев. - Там довольно активный центр электромобилистов, которые тесно сотрудничают с местными властями, которые ввели региональные знаки для парковки электрических машин. И такой подход себя оправдывает.
В целом же принятие нового законодательства Медведев считает знаковым для электромобилизации Украины шагом - наряду с временной (с 1 января 2016-го до 1 января 2020 года) отменой ввозной пошлины на такие машины, а также с отменой НДС и акциза при импорте электромобилей (с 1 января 2018-го, с пролонгацией на нынешний год).
Следующим этапом, по-моему, должно стать наведение порядка в сфере легкого электротранспорта (моноколеса, гироскутеры, гироборды, электровелосипеды и т.д.). Ведь пока эти механизмы находятся вне законодательного поля. Поэтому вопрос требует немедленного решения. Ведь иногда речь идет о жизни и здоровье владельцев таких транспортных средств и других участников дорожного движения , - отмечает Вадим Медведев.
И о перспективах “электромобилизации” Украины
В целом же ситуация с электротранспортом на отечественных дорогах стремительно меняется. К примеру, в 2016 году количество электромобилей, импортируемых в Украину, в четыре раза превысило показатели 2015 года. С тех пор каждый год видим фактически двукратный рост. Скажем, в 2018 году украинцы стали владельцами примерно 5300 электромобилей. В этом году спрос снова вырос: в первом полугодии импортировали их более 3 тысяч. Правда, по статистике, только 5% - новые, остальные - бывшие в употреблении.
Самым популярным в Украине электромобилем остается NISSAN Leaf (цена от $ 7500 за б/у автомобиль 2010 года выпуска до более $ 40 тысяч - за новьё 2018-2019 годов). Ежемесячно на наших дорогах появляется по 150-200 свежих машин этой марки. Также, по данным автодилеров, спросом пользуются TESLA Model S (стоимость от $ 50 тыс. до $ 134 тыс.), BMW i3 (от $ 15 тыс. - за машины 2013-2015 годов выпуска, до более $ 40 тыс - за новые), FIAT 500е (от $ 11 тыс за б/у) и RENAULT Zoe (от 10 до 33 тыс, в зависимости от года выпуска и пробега).
Развивается и электромобильная инфраструктура. Зарядки для такого транспорта уже есть на всех дорогах государственного, межрегионального и регионального значения, а также на многих местных автодорогах. Правда, возможности все еще ограничены - большинство установок рассчитаны на одновременную зарядку только двух электромобилей. Хотя в Киеве уже есть и зарядки для 6-8 автомобилей.
В планах - обязательное оборудование такими зарядками не только АЗС, но и всех машиномест на автомобильных парковках в Украине. По словам замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Льва Парцхаладзе, задачи будут выполнять поэтапно: С 1 июля этого года вступили в силу изменения в государственных строительных нормах для автостоянок и гаражей, которыми введено обязательное устройства 5% машиномест на новых или реконструированных парковках с возможностью подзарядки. Эта норма постепенно будет расти. Хотим, чтобы к 2030 году все машиноместа на украинских парковках были с электрозарядками, - написал Парцхаладзе в Фейсбук. Также ведомство, по его словам, планирует установить зарядные устройства для электромобилей во всех общественных местах, в частности у крупных ТРЦ и жилых домов.
Зарядок не то, чтобы не хватало ... Просто пора, когда хочется не только иметь возможность заправить машину, а сделать это в любой момент и как можно удобнее. Не только, чтобы зарядки были, а чтобы были там, где я, например, смотрю кино или покупаю продукты, - делится мечтами председатель Клуба “ЭлектроАвтоСам” Вадим Медведев.
Владислав Обух, Киев