Истекает срок действия пониженной ставки акциза при таможенном оформлении автомобиля с иностранной регистрацией. Льготой воспользовались лишь 20% владельцев “евроблях”. Что дальше?
В пятницу завершается льготный период растаможивания автомобилей с европейской регистрацией. Сейчас у таможенников – “горячая” пора. Ведь большинство украинцев привыкли любое дело откладывать до последнего. Поэтому теперь вынуждены выстаивать в длинных очередях, чтобы легализовать своих “коней” и “ласточек”.
Правда, тем, кто медлил, хоть в чем-то повезло. В отличие от “пионеров” льготного оформления “евроблях”, им не нужно проходить до недавних пор обязательную процедуру сертификации автомобилей (стоит от 4 тысяч гривень). То есть, если в техпаспорте или в справке, полученной при покупке машины, есть отметка о ее соответствие экологическим нормам “Евро-2” и выше, второй раз подтверждать это в органах сертификации не нужно. Такой порядок действует до 24 мая, когда истечет действие Временного порядка растаможивания транспортных средств. При этом, по словам исполняющего обязанности заместителя председателя Государственной фискальной службы Украины Виктора Кривицкого, в ГФС не против, чтобы упрощенный подход к сертификации автомобилей действовал бессрочно.
Действие льготного режима: предварительные итоги
Согласно данным ГФС, по состоянию на ноябрь прошлого года (когда вступили в силу законы №№8847 и 8488, определяющие механизмы легализации “евроблях”. – Ред.), в Украине насчитывалось около 640 тысяч автомобилей с европейской регистрацией. Возможностями льготного режима пока воспользовались владельцы 124 тысяч таких машин. Они уплатили в бюджет почти 8 миллиардов гривень. Все эти поступления, по словам заместителя министра финансов Сергея Верланова, как и предусмотрено законом, направляются в Пенсионный фонд. Кроме того, за этот период оформлено свыше 71 тысячи других автомобилей (новых и б/у, впервые ввозимых в Украину). А это – еще почти 4,5 миллиарда гривень в госказну. То есть, в сумме растаможка автомобилей за неполные три месяца принесла в бюджет более 12 миллиардов гривень.
Виктор Кривицкий заверил, что все отечественные таможни справились с дополнительными заданиями, не увеличивая штат. Хотя очередей избежать, увы, не удалось (особенно в последние дни). Частично Кривицкий объясняет это уже упомянутой проблемой – украинцы слишком долго “запрягают”. И приводит данные статистики: первые 10 тысяч автомобилей на льготных условиях наши соотечественники легализовали за месяц. Следующие 10 тысяч – в течение 10 дней. А теперь примерно такое количество машин таможенники оформляют за один день (как это было, к примеру, 19 февраля). При этом он согласился, что определенные проблемы в работе таможенной службы связаны и с так называемым “человеческим фактором”. В частности, есть случаи злоупотребления должностными лицами таможни служебным положением, на что оперативно реагируют правоохранители. И.о. замглавы ГФС при этом заверил: сотрудников, пойманных на злоупотреблениях, не будут пытаться выгородить – принцип “круговой поруки” не будет действовать.
В то же время владельцы, решившиеся легализовать свои “бляхи”, жалуются на слишком сжатые сроки действия льготного периода, упомянутые уже очереди, затягивание процедуры растаможивания и якобы завышения таможенной стоимости автомобилей, что приводит к существенному росту размера платежей.
В ГФС такие жалобы считают необоснованными. Ведь на всех таможнях используют немецкий каталог стоимости автомобилей Schwacke (Шваке), данным которой доверяют банки, страховые компании и другие “заинтересованные” учреждения по всему миру.
“Подход к определению таможенной стоимости автомобилей справедлив. Он исключает любые злоупотребления. Ведь каждая декларация, которая подается в таможню в любом регионе, попадает в единую мониторинговую систему, с помощью которой автоматически определяется индикативная цена, ниже которой таможенная стоимость опускаться не может. При этом предусмотрены различные процедуры оценки автомобилей после 2007 года выпуска”, – пояснил Виктор Кривицкий. Он также призвал журналистов не распространять “слухи”, не приводя никаких примеров, сообщения о якобы завышении инспекторами таможенной стоимости автомобилей.
Надежда умирает последней... но действие льгот не продлили
Не секрет, что многие так называемые “евробляхеры”, не успев воспользоваться преференциями льготного режима, рассчитывали, что период применения соответствующих механизмов будет продлен. Как известно, в парламенте зарегистрирован законопроект, которым предлагается продлить действие льгот при растаможке автомобиля (применение коэффициента 0,5 при расчете суммы акцизного сбора). Но принять документ вовремя народные избранники не успели. И к 22 февраля уже не успеют. Ведь нынешняя неделя – не пленарная. Самое раннее, когда законопроект могли бы рассмотреть – вторник, 26 февраля. Но при этом никто не гарантирует, что его вообще внесут в повестку дня.
До последнего надеялись, что “свое слово” в этом вопросе скажет Кабинет министров. Но этого не произошло. Никаких решений по “евробляхам” правительство в среду 20 февраля не принимало. Как пояснил на брифинге Сергей Верланов, и правительство, и Президент, и руководство профильного комитета Верховной Рады, и руководство ГФС считают пересмотр законодательной нормы о периоде действия льгот неуместным. Хотя, казалось бы, продление льготного режима растаможки автомобилей выгоден и государству – ввиду существенных сумм, которые процесс легализации “евроблях” уже принес в бюджет. Конечно же, на первый взгляд, может показаться, что уплата акциза “по полной” гарантирует еще большие поступления. Но это лишь в теории. Ведь многие владельцы недорогих автомобилей уже подсчитали: им выгоднее продать машины на детали или металлолом, чем платить сбор, размер которого иногда превышает стоимость самой “бляхи”. Так и получится, как в пословице – “ни себе, ни людям” – и государство доходов не получит, и автовладельцы потеряют “колеса” (да еще и будут озлоблены на власть). Другой выход – вывоз автомобилей за пределы страны. Как это уже, кстати, сделали сотни наших соотечественников, которые “вернули” в Европу старые машины, легализовать которые в Украине экономически невыгодно. Результат – тоже не лучший.
Единственное, что людям таким образом удастся избежать рисков, связанных с тем, что после 24 мая всех не соблюдающих таможенные формальности будут наказывать. Граждан, которые будут нарушать режимы временного ввоза или транзита, будут привлекать к админответственности. В частности, таможня будет накладывать на них штрафы до 170 тысяч гривень. Еще на сумму от 8500 до 17 тысяч нарушителей будет штрафовать полиция. А если автовладелец “не исправится”, его машину могут вообще конфисковать.
Тем временем активисты “движения евробляхеров” в очередной раз предостерегают: мириться с возможными “репрессиями” не собираются. К примеру, в ГО «АвтоЕвроСила» намекнули: если государство и таможенники не пойдут на уступки, после мая государство вообще “останется с носом”. Поскольку юристы организации нашли способ бесплатной легализации “евроблях” – точнее, их законного пребывания на украинской территории. Речь идет о постановке на временный консульский учет при Генконсульствах Украины за рубежом.
Так что, похоже, несмотря на важные шаги, сделанные в последнее время на пути к решению проблемы автомобилей с иностранной регистрацией, окончательно урегулировать конфликт так и не удалось...
И напоследок – приятная новость
Виктор Кривицкий хотя бы немножко порадовал владельцев “евроблях”, которые еще мечтают попасть в так сказать “последний льготный вагон”: 22 февраля все отечественные таможни будут работать “до последнего клиента” – вплоть до полуночи. При этом на положительный результат могут рассчитывать все, кто успеет до этого времени подать декларации и не иметь проблем с документами. Даже если их автомобилей не успеют оформить за сутки в пятницу, это сделают на следующие сутки – с сохранением всех условий льготного режима.
Владислав Обух, Киев