Поляки, которые вернутся с заработков домой, вытеснят с рынка труда украинцев. Задача - поощриь их ехать домой, а не дальше на запад
В Польше отменили налог на доходы физических лиц для работников, которым не исполнилось 26 лет. Правда - при условии, что их годовой доход не превышает 85,5 тысяч злотых (20 тысяч евро). Цель - ограничить выезд граждан из страны и увеличить доходы примерно двух миллионов поляков, работающих на отечественную экономику. Эксперты считают, что это важный шаг, который снизит отток рабочей силы в более успешные страны (для поляков это, как правило, Германия, Скандинавия и Великобритания). По словам премьер-министра Матеуша Моравецкого, с момента присоединения Польши к Европейскому союзу (2004 год) из страны выехали примерно полтора миллиона граждан, подавляющее большинство из которых - временные трудовые мигранты. Это почти равно населению Варшавы. По другим же данным, за полтора десятилетия Польшу покинули почти два миллиона человек...
В последние годы, учитывая постоянное повышение заработных плат и уровня жизни в Польше, ситуация несколько улучшилась - отток рабочей силы замедлился. Определенные надежды польского руководства связаны и с ожидаемым осложнением правил пребывания иностранцев происхождением из стран ЕС в Великобритании - после Брекзита. Поэтому уже сейчас, по результатам опросов, 15% поляков-заробитчан готовы вернуться в родную страну. В правительстве рассчитывают, что новые социальные инициативы существенно улучшат этот показатель. Тем более, что параллельно с преференциями для молодых работников Варшава планирует снизить налоговую нагрузку на всех граждан - к рассмотрению готовят законопроект о снижении налога на доходы физических лиц с нынешних 18 до 17%.
Ни для кого не секрет, что недостаток рабочей силы в Польше вполне компенсирует активный приток мигрантов из других, более бедных, государств - прежде всего, из Украины. По самым скромным подсчетам, на пóляка работают более миллиона наших соотечественников. Поэтому во многом именно благодаря украинцам польская экономика сейчас стремительно растет. К примеру, согласно расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, в этом году Польша по темпам роста будет четвертой страной в мире (как минимум - 4,2% роста ВВП). А Украине, дай Бог, еще запланированный в бюджете трехпроцентный рост обеспечить. При этом «стартовые» условия - не сравнить ...
Но это уже другая история. Наша - о заробитчанах. С одной стороны, чем больше поляков вернется на родину, тем меньше шансов для трудоустройства в соседней стране будет у украинцев. Ведь, несмотря на то, что польским работодателям выгоднее нанимать на работу иностранцев (и платят им меньше, и уровень социальных гарантий ограничен, и от серых схем трудоустройства в соседней европейской стране окончательно еще не избавились), так, похоже, будет недолго. Варшава берет четкий курс на политику протекционизма.
Но это не значит, что сотни тысяч наших работников, потеряв работу в Польше, вернутся на родину. К сожалению, большинство из них переориентируются (как это, кстати, происходит уже и сейчас, на страны с более высокими заработками - например, Чехия, Словакия и Германия). Берлин, к примеру, в этом году либерализует условия трудоустройства для трудовых мигрантов из-за пределов ЕС. Поэтому, как подсчитали польские эксперты, в ближайшее время Польшу могут оставить до 60% украинских работников. Но не радуйтесь: большинство из них вернутся не домой, а поедут поднимать экономику Германии. Также планомерно увеличивает квоты на трудоустройство украинцев Чехия. То есть, воспользоваться изменениями на польском рынке труда Украины не удастся?
Возвращение работников: польский опыт и собственный «велосипед»
Согласитесь, с точки зрения украинского трудового мигранта, то, что наших трудолюбивых соотечественников с распростертыми объятиями ждут в богатых европейских государствах, только радует. К примеру, минимальная зарплата украинцев в Польше - 12-14 тысяч гривень (в пересчете), средняя - 15-20 тысяч. Минимум в Чехии - 27 тысяч, в Германии - 30-35! Специалисты отдельных специальностей имеют намного больше. В частности, водители-дальнобойщики - 30-40 тысяч гривень (в Польше) и более 50 тысяч - в Германии. То же касается и айтишников, инженеров, высококвалифицированных слесарей. А узкопрофильные врачи могут рассчитывать и за 100 тысяч гривень!
С одной стороны, переориентация заробитчан на богатые государства вроде выгодна и стране. Ведь чем выше заработки - тем больше земляки переведут на родину. Уже сейчас остарбайтеры ежегодно присылают родственникам больше 10 миллиардов долларов. И влияют на курс гривны больше, чем инвесторы и банкиры. Но с другой стороны - Украина теряет свой трудовой ресурс, а значит - перспективу.
И это главное, - отмечает в комментарии Укринформу директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, - ведь такое положение вещей способствует нашему топтанию на месте. Эффект от валютных переводов из-за рубежа - мизерный по сравнению с тем, что могла бы иметь Украина, если бы должным образом распоряжалась своим трудовым ресурсом. Скажем, значительная часть валюты, поступающей от работников, возвращается за границу - ввиду больших объемов покупки украинцами импортных потребительских товаров.
С другой стороны, чем больше продукции производить внутри страны, тем больше будет появляться новых рабочих мест. Работодатели будут конкурировать за квалифицированных работников. Поэтому уровень зарплат будет расти. Параллельно продолжится замещение прежде всего некритического импорта отечественной продукцией. Значит, потребность страны в валютных поступлениях будет снижаться. А средств от экспорта будет больше. Ведь если украинцы будут работать на конкурентных производствах, нашу продукцию, учитывая низкую себестоимость и другие важные факторы, охотно покупать за границу. И уже в ближайшей перспективе поступления от экспорта могут в разы превысить суммы переводов от гастарбайтеров. Такой подход, по выводам экспертов, смог бы обеспечивать постоянный рост уровня заработных плат в нашей стране. И заинтересованность в выезде на работу за границу будет меньше.
Конечно же, даже при воплощении самых оптимистичных сценариев, никто не обещает, что уже через два-три года уровень зарплат в Украине и Польше сравнится, - говорит Илья Несходовский, - но разница в уровне заработков будет стремительно сокращаться. При этом, по расчетам специалистов, если разница в оплате труда не превышает 20% - это достаточное основание (с учетом другие обстоятельств: жилье, семья, языковая среда и т.д.), чтобы человек решил остаться работать дома. То есть, украинцу, который получает 15-20 тысяч гривень, нет смысла ехать в Польшу, а тому, кто здесь зарабатывать 25-30 тысяч - в Германию.
Но это станет возможным не только при условии поддержки - в том числе, и через механизмы льготного налогообложения - граждан, но и обеспечения государством преференций для бизнеса, - считает исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. - Это должно касаться как отечественного предпринимательства, так и потенциальных зарубежных инвесторов. Без таких льгот ни один серьезный инвестор сюда не придет.
Есть уже и конкретные предложения об интересе работать на собственную, а не на чужую экономику, потенциальных украинских гастарбайтеров.
Проект Налогового кодекса развития (документ, подготовленный ведущими отечественным и зарубежными экспертами) предусматривает снижение нагрузки на заработную плату. Один из предложенных способов - как раз внедрение налоговой социальной льготы, - говорит экономист Илья Несходовский. - Правда, позволить себе полную отмену налогообложения даже для ограниченных групп населения, как это сделали в Польше, Украина не может. Но вполне реально ввести льготное налогообложение (в размере 50% минимальной зарплаты) для тех, чей месячный заработок не превышает трех минимальных зарплат (сейчас это - чуть больше 12,5 гривень. - Ред.). Так удастся увеличить реальные доходы низкооплачиваемых работников (дополнительно ежемесячно они будут получать «на руки» около 400 гривень). Таким образом, мы поддержим несколько миллионов соотечественников. Понятно, что это не увеличит их доходов в разы. И все же - с параллельным повышением общего уровня заработных плат в Украине - это станет довольно важным начальным шагом, - считает эксперт.
Тем более, что такие меры, по его словам, частично помогут и детенизации заработных плат. Правда, это будет стоить бюджету примерно 32 миллиарда гривень в год. Казалось бы, для наших условий - очень много. Но уже с первого года действия таких льгот, по расчетам экспертов, часть бюджетных потерь удастся компенсировать благодаря положительному влиянию этого решения на отечественную экономику. А в среднесрочной перспективе страна вообще выйдет в плюс.
Также есть предложения о предоставлении дополнительной социальной льготы тем, кто имеет детей, и молодым людям, которые только начинают трудовую деятельность. Последних, в частности, предлагают освободить от уплаты НДФЛ с размера минимальной заработной платы (почти 800 гривень сбережения). Но не освобождать от уплаты социального взноса, что спасет от дополнительных проблем при наполнении Пенсионного и других социальных фондов.
Конечно же, этих шагов пока недостаточно, поскольку разница в оплате труда между Польшей и Украиной довольно значительна. Но это хотя бы немного уравняет шансы украинских и польских работодателей при поиске квалифицированной рабочей силы. Тем более, что улучшению ситуации способствует и нынешнее укрепление национальной валюты. Ведь это уменьшает разницу между уровнем зарплат в Украине и за рубежом, - заключает Илья Несходовский.
Владислав Обух, Киев