“Право и Справедливость” как никогда близка к тому, чтобы превзойти свой избирательный успех четырехлетней давности
В воскресенье, 13 октября, в Польше состоятся парламентские выборы: поляки изберут 460 депутатов Сейма и 100 сенаторов. Эти выборы многие считают самыми важными с 1989 года. Впрочем, уже заранее понятно, что сюрпризов с победителем выборов не будет. Все самое интересное может начаться после - на этапе распределения мандатов и создания правящей коалиции.
НЕУМОЛИМАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Особенностью этой избирательной кампании является то, что идеологически близкие политические силы и движения объединились и идут на выборы широкими фронтами. Собственно, таких крупных объединений пять. Либеральная “Гражданская коалиция” (KO) собрала парламентские “Гражданскую платформу (PO), “Современную” (N) и несколько меньших политических сил. Консервативная Польская коалиция” сформировалась на базе Польской селянской партии (PSL) и движения Kukiz’15. В то же время польские националисты и “друзья Путина” объединились в “Конфедерацию”. И впервые за много лет поссоренные между собой левые силы в Польше в конечном итоге смогли договориться: под партийными флагами Союза демократической Левицы (SLD) в коалиции с этой силой на выборы идут партии “Весна” и “Левые вместе”. И только правящая политическая сила – “Право и Справедливость” (PiS) идет на выборы в той же конфигурации, что и четыре года назад: в составе PiS и ее двух меньших партий-сателлитов – “Солидарной Польши” и “Понимания”.
Несмотря на объединение партий в широкие коалиции, интриги с победителем выборов не будет: PiS Ярослава Качиньского задолго до выборов обеспечила себе комфортное электоральное преимущество над всеми соперниками. Это почти как в ситуации в украинской футбольной премьер-лиге: чемпионат даже не достиг своего экватора, а чемпион уже фактически известен – это донецкий “Шахтер”, который на 10 очков опережает своего ближайшего преследователя.
Социология неумолима: все исследования, проведенные в Польше в последнее время, дают правящей партии 42-47% поддержки. Это на 20% больше, чем может получить ближайшая по рейтингу либеральная “Гражданская коалиция” (22-29%). Объединенные левые могут рассчитывать на 12-14% – и снова появиться в парламенте после четырех лет отсутствия в стенах нижней палаты.
Ну и наконец, все самое интересное будет происходить на грани 5-процентного проходного барьера. За его преодоление будет бороться консервативная Польская коалиция” и националистическая “Конфедерация”. Обеим силам соцопросы дают примерно 4-7%, следовательно, они могут остаться за порогом Сейма.
Для политической силы Качиньского лучшим был бы вариант, если бы меньшие политические силы не попали в парламент. В таком случае при распределении избирательного пирога они получат больше депутатских мандатов и могут снова сформировать однопартийное большинство.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ВЛАСТИ
В чем сила PiS? Почему она не только не растратила за четыре года доверия избирателей, но и, скорее всего, увеличит электоральную поддержку (в 2015 году PiS получила больше 37,5%)?
Все довольно прозаично: PiS приобретает электорат расширенными социальными проектами, программами для малоимущих и среднего класса, что вызывает безоговорочную поддержку, особенно в селах и небольших городах. Наиболее удачным проектом партии Качиньского за последние четыре года стала помощь в 500 злотых (приблизительно 130$) на каждого второго ребенка в семье. Это так называемая программа “500+”, которую в этом году расширили на каждого ребенка, что с еще большим энтузиазмом восприняло польское общество. “500+” стала настолько успешной, что даже оппозиционные силы, которые ранее ее критиковали и настаивали, что бюджет “не потянет” таких расходов, сейчас уже не только не требуют ее отмены (это было бы политическим самоубийством), но даже выступают с инициативами ее расширения. А таких программ у PiS еще несколько. Можно спрогнозировать, что пока экономическая конъюнктура будет благоприятной для Польши, рейтинг партии власти будет достаточно высоким. На этом фоне инициативы либеральной “Гражданской коалиции” выглядят вяло. Достаточно очевидно, что этой политической силе не хватает харизматичного лидера и свежих инициатив, которые заинтересовали бы общество. Лозунги вроде “РіЅ разрушает демократию в Польше” или “Качиньский устанавливает в Польше авторитарный режим наподобие путинской России” явно проигрывают на фоне утолщения кошельков поляков в результате социальных инициатив партии власти.
Кризис лидерства в либеральной оппозиции после отъезда в Брюссель Дональда Туска заставляет искать таких во “втором эшелоне”. Именно поэтому “Гражданская коалиция” в случае победы на выборах предлагает назначить премьер-министром лидера не РО Гжегожа Схетыну, который имеет высокий личный антирейтинг в обществе, а вице-маршалка Сейма Малгожату Кидава-Блонскую.
Среди других оппозиционных сил стоит обратить внимание на левых, которые, скорее всего, триумфально вернутся в Сейм после нескольких лет отсутствия. Понятно, что выборы они не выиграют, но все же могут спутать карты сильнее при распределении депутатских мандатов.
Тон в избирательной кампании задавал PiS, поэтому во время нее доминировали темы внутренней политики. Международная политика в целом была маргинальной. В частности, тематика украинско-польских отношений фактически отсутствовала во время избирательной кампании.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПАСЬЯНСЫ
По результатам воскресных выборов в Польше наиболее вероятны три варианта формирования коалиции. В двух из этих вариантов PiS остается при власти. В частности, в случае наиболее оптимистического сценария партия власти снова получает высокий результат, достаточный для формирования однопартийной коалиции и правительства. В случае второго, менее благоприятного варианта для силы Качиньского, она вынуждена будет искать коалиционного партнера. В таком случае важным станет вопрос: кто преодолеет 5-процентный избирательный барьер, поскольку именно с “наименьшими” политсилами PiS попытается сформировать коалицию.
Юрий Банахевич, Варшава