Националисты и коммунисты будут собирать минимум голосов для поддержки России. Но это будет блокироваться
В новом Европарламенте, выборы в который завершились 26 мая, сегодня начались переговоры между политическими силами о формировании политических групп. Одним из главных результатов этих переговоров должна стать конфигурация большинства, которое и будет определять результаты продвижения решений и голосований в законодательном органе ЕС на следующие пять лет.
Учитывая, что в состав ЕП избран 751 депутат (пока что с учетом работы в нем британских парламентариев), коалиция большинства должна объединить 376 депутатов. При этом политические группы должны включать не менее 25 депутатов, которые представляют минимум семь стран.
Итак, для предварительного анализа и прогноза ситуации в ЕП напомним результаты выборов в 28 странах-членах Евросоюза.
ВОКРУГ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Выборы традиционно выиграла Европейская народная партия (EPP), которая получила 182 мандата. В то же время «народники» показали результаты хуже, чем на предыдущих выборах – фракция включала 217 членов.
Вторыми в новый парламент вошла группа прогрессивного альянса социалистов и демократов (S&D), имея 147 депутатов. Это тоже меньше, чем в предыдущем составе ЕП – 186.
Следующей по числу парламентариев – 109 – в Европарламенте будет политическая группа коалиционного состава Альянса либералов и демократов за Европу (ALDE) плюс новая политическая сила Renaissance. Об этом феномене целесообразно рассказать отдельно ниже.
Также улучшили свои позиции в ЕП «Зеленые» (Greens), имея 69 парламентских «штыков» (было 52).
Европейские консерваторы и реформисты (ECR) получили 59 мандатов. Такой результат хуже предыдущего, ведь было 76.
Далее, имея 58 членов, идет наиболее одиозная политическая группа Европа наций и свобод (ENF), возглавляемая лидером французских националистов Марин Ле Пен. Эта фракция, как и прогнозировалось, значительно увеличила свое присутствие, ведь в предыдущем парламенте имела 41 представителя.
Другие националисты, где преобладают британские политики, – Европа свободы и прямой демократии (EFDD) – получила 54 места (в предыдущем ЕП было 45).
Коммунисты, которые представлены политической группой Объединенных европейских левых (GUE/NGL), имеют 38 парламентариев. На нынешних выборах поддержка электората снизилась, ведь раньше они имели 46 мандатов.
Еще 6 членов ЕП не планируют присоединяться к политическим группам, то есть будут считаться внефракционными.
Также на данном этапе посчитаны 29 депутатов, политические силы которых впервые вошли в ЕП и пока что не заявили о присоединении к тем или иным фракциям.
Следовательно, учитывая идеологический принцип формирования большинства и других объединений между фракциями, можно отметить, что либерально-демократическая коалиция будет создана партиями, которые исповедуют ценности и принципы центристского идеологического спектра.
Это, в частности, правоцентристы Европейской народной партии, либералы от ALDE&R, левоцентристские «Зеленые», консерваторы из ECR. В общей сложности они могут объединить около 420 депутатов, чего достаточно для большинства.
Под вопросом остается присоединение к этой коалиции социал-демократов (147 мандатов), которые в прошлом созыве вышли из большинства и, откровенно говоря, часто поддерживали пророссийские решения.
Следовательно, националисты и коммунисты могут собирать минимум 150 голосов в поддержку своих инициатив, включая пророссийские. Но такие предложения будут блокироваться либерально-демократическим большинством.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ МАКРОНА
Теперь о некоторых основных трендах, которые показали в Европе эти выборы.
Речь идет о попадании в ЕП либеральной коалиции Renaissance, созданной президентом Франции Эммануэлем Макроном. Основу в ней составляет партия французского либера «Республика, вперед» (LREM). Присоединение 21 депутата от этой политической силы к ALDE в новом Европарламенте оценивается, как самый большой успех европейских либералов. Как отмечается, Макрон проиграл выборы Ле Пен во Франции, но бесспорно выиграл их в Европе.
Другой положительной тенденцией является наибольшая – 51% – явка избирателей на общеевропейских выборах. Это означает, что граждане стран ЕС стали больше интересоваться политикой, осознавая ответственность каждого за будущее европейского проекта.
Кроме этого, характерно также некоторое уменьшение популярности, особенно в странах Западной Европы, традиционных системных политических сил, в частности «народников» и эсдеков. На этом фоне растет поддержка партий, которые выступают якобы против истеблишмента. Прежде всего это касается националистов, объединившихся в Европарламенте вокруг Ле Пен.
ОДИОЗНЫЕ ЛИЧНОСТИ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ В МЕНЬШИНСТВЕ
Именно фракция этого политика будет пытаться продвигать в ЕП идеи в поддержку Кремля, отрицая факт российской агрессии против Украины и оккупации Крыма. Кроме самой Ле Пен, украинской проблематикой в Европарламенте традиционно занимается Жан-Люк Шафхаузер.
Интересны изменения в национальном представительстве Латвии. В ЕП вернулась пресловутая Татьяна Жданока, друг Путина, русская по национальности и бывший советский коммунист. В прессе появлялась информация, что Жданока - дальняя родственница хозяина Кремля. Она является лидером партии «Русский союз Латвии».
А вот другой друг Кремля, россиянин Андрей Мамыкин, который баллотировался от партии Жданоки, в новый созыв не прошел.
Будет в Европарламенте и лидер словацких националистов Андрей Котлеба, который возглавляет Народную партию «Наша Словакия». Политик считает, что в Украине при власти находятся фашисты.
Еще одной новой одиозной личностью в новом ЕП станет бывший премьер-министр Италии и друг Путина Сильвио Берлускони. Он прошел во главе партии «Вперед, Италия». Эта политическая сила аилирует себя с европейскими народниками. Но вряд ли ее представители от Италии в Европарламенте будут голосовать в поддержку Украины. Берлускони, кстати, еще должен оплатить счет за уникальное вино, которое было украдено в украинском Крыму и выпито с Путиным.
Однако Берлускони, националисты, коммунисты кардинально влиять на общую политику и позиции и решения законодательного органа ЕС не будут . Ведь большинство европарламентариев являются друзьями Украины. Следовательно, эти выборы показали, что либеральная демократия в Европе сохраняет свои сильные позиции и готова продолжать сопротивление националистам и популистам.
Андрей Лавренюк, Страсбург