Парламент Молдовы стал полностью функциональным, но кризис не исчерпан...
На протяжении нескольких последних дней внимание мирового сообщества небезосновательно приковано к событиям, происходящим в Молдове. Информации заполнили страницы всех, без исключения, мировых СМИ. А новости из соседнего с Украиной государства разлетаются, как принято говорить, со скоростью молнии. Никто не мог предположить, что события в стране станут развиваться с такой стремительной скоростью, а все происходящее в Молдове, начиная с пятницы, 7 июня, по праву можно назвать сильнейшим за последние годы политическим потрясением. Даже «афера века» с хищением миллиарда долларов из банковской системы страны, как и «элитная охота», устроенная в 2012 году высокопоставленными чиновниками во главе с тогдашним генпрокурором в одном из лесных заповедников, во время которой был убит бизнесмен Сорин Пачу, померкли на фоне разразившегося политического и конституционного кризиса.
Что же на самом деле происходит в стране, где всего несколько дней назад ничего не предвещало подобного развития ситуации?
МОНОТОННЫЙ ПРОЛОГ
Как известно, 24 февраля в Молдове прошли очередные парламентские выборы. Их итоги были несколько неожиданными, но не катастрофическими для страны. Хотя уже то, что большинство голосов набрала социалистическая партия, поддерживаемая пророссийским президентом Игорем Додоном, было «первым звоночком». Помимо социалистов, получивших 35 мандатов из 101, в парламент попали также демократы с 30-ю депутатскими местами и политический блок «ACUM» (в его состав входят партии «Действие и солидарность» и «Платформа «Достоинство и правда»») – у блока 26 мандатов. Две последние партии известны своими проевропейскими позициями.
Впервые в парламент попала партия «Шора», получившая 7 мандатов и, также впервые, парламентские кресла получили три независимых кандидата. Спустя несколько дней, 9 марта, Конституционный суд результаты выборов утвердил.
Следовательно, трем крупнейшим парламентским игрокам – пророссийским социалистам, проевропейским демократам и блоку «ACUM» предстояла обычная, рутинная, на первый взгляд, процедура: сесть за стол переговоров и договориться о создании парламентской коалиции, без которой невозможно ни избрание руководства парламента, ни утверждение нового состава правительства. Но «склеить» коалицию, увы, не получилось.
СТРАСТИ ПО КОАЛИЦИИ
Политический блок «ACUM», стоящий на позициях «борьбы с олигархической действующей властью» вести переговоры с демократами категорически отказался, настаивая на том, что именно руководитель Демпартии Влад Плахотнюк является главным «захватчиком государства», который, по заявлениям лидеров блока, «подмял по себя» все государственные структуры, включая правовую систему.
Аналогичное заявление сделали и социалисты, подчеркнув еще в апреле, что они готовы только к одному варианту: либо коалиция с блоком «ACUM», либо досрочные выборы. Активно включившемуся в политическую игру президенту Игорю Додону ситуацию «разрулить» так и не удалось. Впоследствии президент заявил, что его миссия завершена (он два раза встречался с руководителями парламентских фракций), и теперь формирование (или НЕ формирование) парламентской коалиции зависело исключительно от самих партий.
В создавшейся тогда ситуации, инициатива политического блока «ACUM», стремящегося взять руководство страной в свои руки (у блока всего 26 мандатов), была встречена и Демпартией, и социалистами в штыки, а многие посчитали эту инициативу политической авантюрой. «ACUM» предложил остальным партиям утвердить правительство меньшинства во главе с председателем партии «Действие и солидарность» Майей Санду и избрать спикером парламента Андрея Нэстасе (лидер партии «Платформа «Достоинство и правда»»).
На тот момент весьма робкая попытка переговоров между социалистами и блоком «ACUM» все же была, но результатов никаких не принесла. Представители блока отвергли предложения социалистов предоставить им пост спикера, глав минобороны, МИД, МВД и Службы информации и безопасности, а также расширить полномочия президента.
Ситуация «зависла» почти на два месяца. Страна жила своей жизнью, а политические партии время от времени приглашали друг друга на переговоры, «торговались» не спеша (благо, зарплата исправно «капала» в карманы), но найти, как принято говорить, консенсус, увы, не случилось.
Однако время на месте не стоит. Стремительно приближалось время «че», когда должен был закончиться отведенный Конституцией трехмесячный срок для формирования коалиции и утверждения нового правительства. Страна приготовилась к казалось бы уже неизбежным досрочным выборам.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ГРОМ
Дальше «поезд покатился без тормозов». После покрытого «тайной» молчания трех парламентских фракций с момента признания выборов (9 марта) и проведения первого заседания парламента (21 марта), так и не удосужившихся сесть за стол переговоров в течение трех месяцев, партии вдруг резво бросились уговаривать друг друга. Встречаясь по три раза на дню. Социалисты приглашали «АCUM», потом «АCUM» социалистов, потом демократы и тех, и других. Граждане страны не успевали следить, кто с кем, где и о чем договаривается. В первом раунде или во втором.
А время «тикало», и «гром среди ясного неба» таки грянул. Конституционный суд Молдовы вынес 7 июня вердикт о том, что отведенный срок (90 дней) для формирования коалиции и, что самое главное, утверждения правительства, истекает аккурат в полночь в пятницу, тем же 7 июня.
Это решение стало для молдавских политиков холодным душем, так как, по их подсчетам, этот срок должен был заканчиваться не 7, а 9 июня. Многие даже считали, что срок истекает 21 июня, если вести отсчет от первого заседания парламента.
В этой связи уместно дать полный текст 85 статьи Конституции Республики Молдова. Пункт 1 этой статьи Основного закона гласит: «В случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов, Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить Парламент». Ключевые слова в пункте – «три месяца», по мнению экспертов, юридически никак не могут приравниваться к 90 дням. И «Президент вправе» распустить парламент, по смыслу не может толковаться, как «обязан» распустить. И только после консультаций с парламентскими фракциями.
После вердикта Конституционного суда, молдавских политиков из парламентских фракций словно подменили. Демократы вывели на улицы несколько тысяч человек, требовавших «не допустить досрочных выборов».
На фоне протестов демократов, депутаты от политического блока «ACUM» вошли в здание парламента, пригласив туда и социалистов – для проведения переговоров по созданию коалиции. Социалисты на переговоры оперативно откликнулись и также прибыли в здание парламента. Засиделись депутаты далеко за полночь. Заявлений для журналистов не последовало.
Однако, один из руководителей блока «ACUM» – Майя Санду и представитель социалистов Ион Чебан в унисон заявили, что все детали будут обнародованы в субботу, 8 июня. К тому же, они заявили, что вердикт Конституционного суда не совсем законный, так как время для формирования коалиции еще есть.
Утром 8 июня на экстренно созванном заседании парламента журналистам обнародовали информацию о том, что сформирована временная коалиция между Партией социалистов и политическим блоком «ACUM». Это стало шоком для подавляющего большинства политиков и экспертов. Никто не ожидал такого коалиционного единения между кардинально противоположными с идеологической точки зрения политическими партиями – проевропейскими «акумовцами» и пророссийскими социалистами. Однако, факт.
НАКАНУНЕ ДВОЕВЛАСТИЯ
Под коалиционным соглашением подписались 60 депутатов, один из членов блока отказался ставить свою подпись. Происходило все в обесточенном зале заседаний Парламента, без света и с выключенными микрофонами, так как технический персонал работать в этот день отказался. Однако это не помешало созданной «в сумерках» коалиции провести заседание, избрать спикера, им стала лидер Партии социалистов Зинаида Гречаный, утвердить правительство под руководством Майи Санду (блок «ACUM»). А чуть позже новое правительство в присутствии президента Игоря Додона принесло присягу.
И тут раздался второй «гром»: Конституционный суд вынес вердикт о незаконности избрания Гречаный спикером и Санду премьером, а также о незаконности всех принятых в этот и последующие дни решений, постановлений и законодательных актов парламента.
Струна напряженности в Молдове начала стремительно натягиваться. Практически, были заложены «основы» двоевластия.
Демократическая партия устами своего лидера Влада Плахотнюка назвала решения парламента «государственным переворотом», со всех уголков страны автобусы организованно повезли людей в столицу и блокировали входы практически во все госучреждения: Конституционный суд, правительство, Минобороны, МВД.
Следующим решением Конституционный суд отстранил Игоря Додона от должности президента (за отказ подписать указ о роспуске парламента), временно назначив исполняющим обязанности главы государства заместителя председателя Демпартии, действующего премьера Павла Филиппа, который тут же подписал указ о роспуске парламента и о назначении даты (6 сентября) досрочных парламентских выборов.
Додон, в свою очередь, назвал эти события «отчаянной попыткой Демпартии узурпировать власть в стране».
ВОЙНА КОМПРОМАТОВ
Народ с интересом следил за этой «войной миров», как назвал ее один из блогеров, так как уже в воскресенье и понедельник представители разных СМИ стремительно начали публиковать компромат: аудио и видеозаписи, информации, «откровения». Было обнародовано видео на президента Игоря Додона, который во время беседы с лидером Демпартии Владом Плахотнюком якобы подтвердил факт внешнего финансирования (до 700 тысяч долларов в месяц) Партии социалистов. Деньги партия получала из России. А согласно молдавскому законодательству, категорически запрещено финансирование партий из-за рубежа. При этом остается загадкой, почему это видео было обнародовано только сейчас, хотя подобные действия, если они имеют под собой доказательную базу, должны расследоваться соответствующими структурами.
Забегая вперед, следует отметить, что Генеральная прокуратура Молдовы уже возбудила уголовное дело по этому факту. В обнародованном пресс-релизе отмечается, что «в ходе следствия прокуроры начали серию действий, направленных на объективное расследование обстоятельств дела, включая изъятие доказательств и допрос лиц».
Более того, лидер демократов Влад Плахотнюк заявил, что Додон проводил переговоры с Демпартией, выдвинув условие, согласно которому социалисты согласны были на коалицию с демократами при нескольких условиях, главное из которых – федерализация Республики Молдова.
Сам президент этот факт опроверг, заявив, в свою очередь, что на федерализации настаивал сам Влад Плахотнюк при условии, что в России закроют открытые на него уголовные дела.
Относительно же финансирования Россией Партии социалистов Додон заявил, что его слова были «вырваны из контекста». Как бы то ни было, но «осадочек остался». Причем не из самых приятных. Посетивший накануне Молдову спецпредставитель президента России Дмитрий Козак заявил в интервью российским СМИ, что во время встреч с парламентскими партиями вопрос федерализации вообще не обсуждался. Этот вопрос, по словам Козака, поднял сам Влад Плахотнюк. К слову сказать, накануне формирования коалиции Молдову посетили Еврокомиссар Хан и один из представителей американской администрации Бред Фриден.
В воскресенье на многотысячном митинге сторонники Демпартии и сами ее лидеры требовали отставки Игоря Додона, называя его предателем национальных интересов Молдовы. Но если в пятницу, 7 июня, сторонники демократов выступали категорически против досрочных выборов, то уже в воскресенье участники митинга также рьяно настаивали на досрочных выборах. Грустным «штрихом» прошедших протестов на ступеньках президентуры остались лежать умирающие индюки, которых неизвестно зачем участники митинга принесли с собой, а потом безжалостно бросили умирать на ступеньках без воды и еды на 30-градусной жаре.
В понедельник состоялось заседание нового правительства, прошедшего в здании парламента, так как здание правительства заблокировано полицией и протестующими. Представители временной коалиции заявляют, что блокирование государственных учреждений – это попытка узурпации власти со стороны Демократической партии. Кстати, узурпация власти, согласно Конституции, расценивается как тягчайшее уголовное преступление против государства.
Между тем, от внешних партнеров Молдовы стали поступать весьма обнадеживающие для парламентской коалиции заявления. Евросоюз заявил о готовности работать с новым молдавским правительством. С отдельным заявлением выступили еще пять стран Европы – ФРГ, Франция, Великобритания, Польша и Швеция. В обнародованном совместном заявлении отмечается, что в нынешнем конституционном кризисе они поддерживают парламент Молдовы как представителя молдавского народа и как наиболее соответствующее место для обсуждения всех политических вопросов, в том числе спорных. К перечисленным государствам присоединилась и Румыния. Поддержку утвержденному правительству Майи Санду выразила и крупнейшая в Европарламенте Европейская Народная партия. Новое правительство Молдовы признали и Россия, и США.
В самой Молдове свою поддержку новому правительству выразила Гражданская платформа Форума «Восточного партнерства» (в состав платформы входят 86 неправительственных организаций), юг Молдовы и отдельные органы местного публичного управления.
На фоне поступающих в поддержку нового правительства сообщений демократы неожиданно сменили тональность и пригласили представителей временной парламентской коалиции на переговоры по выходу из политического кризиса.
Ответ коалиции, как говорится, не заставил себя долго ждать. Ее представители заявили на совместном брифинге, что «переговоры можно будет провести лишь после освобождения Демпартией государственных учреждений», пригласив депутатов от Демпартии на работу в парламент в качестве оппозиции.
Новый премьер Молдовы Майя Санду заявила на специально созванном брифинге, что «демократов ждут на заседании парламента, где можно открыто обсуждать все вопросы». По словам Санду, в Молдове есть функциональный парламент, избранный народом, и именно на заседаниях парламента нужно обсуждать все вопросы, а не на закрытых переговорах. Премьер обратилась и к государственным служащим с призывом не выполнять незаконные приказы и подчиниться законно избранному правительству страны. Комментируя вопрос о возбуждении Генпрокуратурой уголовного дела о незаконном финансировании из-за рубежа Партии социалистов, Санду задалась риторическим вопросом, «почему Генпрокуратура не реагировала раньше, во время избирательной кампании, на многочисленные запросы о внешнем финансировании партий».
Президент Игорь Додон, со своей стороны, заявил, что отменит указ, подписанный Павлом Филиппом, о назначении даты досрочных выборов, так как он был подписан с нарушением положений Конституции, то есть без предварительных консультаций с парламентскими фракциями. Что, собственно и сделал во вторник отдельным Указом, объявив, что решения Конституционного суда есть не что иное, как «посягательство на национальную безопасность Молдовы».
Существенным подспорьем новому правительству Майи Санду стало и заявление технического персонала Парламента, выразившего готовность работать с новым правительством и приступившего к выполнению своих служебных обязанностей в полном составе. Парламент стал полностью функциональным…
(Продолжение следует)
Зинаида Гурская, Кишинев
Фото автора