Реалии сегодняшней цветущей Молдовы дезориентируют в первую очередь самих молдаван
Впервые со времен провозглашения государственной независимости Молдова столкнулась с глубочайшим политическим кризисом. Многие называют его еще институциональным или конституционным, но… что есть названье? Фактически, в стране установилось затяжное двоевластие – патовая ситуация, анализ которой Укринформ начал в предыдущей статье и продолжает ныне.
КТО ЕСТЬ КТО, И КОМУ ПОДЧИНЯТЬСЯ?
С одной стороны, есть, как утверждает большинство экспертов и аналитиков, созданная на законных основаниях парламентская коалиция между политическим блоком «ACUM» и Партией социалистов. Временная, правда, как написано в самом соглашении о ее создании, но все же коалиция. У кого-то в Молдове она вызывает вопросы, кто-то ее создание приветствует, кто-то не признает. Но факт остается фактом. Коалиция единогласно проголосовала за утверждение правительства во главе с Майей Санду. Заседания новое правительство проводит в здании парламента, так как в здании самого правительства работает «старый» Кабинет министров под руководством Павла Филиппа. При этом парламент полностью функционален, после того, как технический персонал в полном составе приступил к работе, поэтому какого-то дискомфорта новая власть как бы не испытывает, и, потеснившись, разместили там же и новый Кабмин.
Каждое правительство издает «свои» постановления и выполняют их тоже «свои» подчиненные. К примеру, пару дней назад «старое» правительство приняло два спешных постановления, весьма удивленно и неоднозначно воспринятых обществом: о переносе посольства Молдовы из Тель-Авива в Иерусалим, и о передаче посольству США в Молдове участка земли (территория бывшего республиканского стадиона, снесенного лет десять уже как), в самом центре Кишинева под строительство нового здания дипломатического представительства США.
И случилось это аккурат перед поездкой экс-спикера парламента Адриана Канду в США.
МИД Израиля, при этом, несколько засомневался в правомочности правительства Филиппа принимать такие решения в контексте нынешней ситуации в стране. Более жестко выступила против принятия этого решения Турция. А новый премьер Майа Санду и вовсе назвала решение старого правительства «жестом отчаяния».
И если в начале сложившейся ситуации эксперты и аналитики пытались прогнозировать развитие событий, то с каждым новым днем делать это все более сложно, а страна, похоже «въехала» в тоннель, «света» в конце которого пока как бы не просматривается.
Заявления и внутри страны, и со стороны международных партнеров о признании нового правительства под руководством проевропейского политика Майи Санду продолжают поступать. Буквально накануне глава делегации ЕС в Молдове Петер Михалко еще раз подтвердил признание ЕС нового Кабинета министров. Однако для стабилизации положения в стране это существенной роли не сыграло.
СЛОЖНОСТИ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Административные здания и государственные институты по-прежнему заблокированы. Протестующие все так же сидят (лежат) в палатках на прилегающих территориях: пьют водичку, едят пиццу, играют в карты.
Внятно объяснить, за что или против чего протестуют, объяснить могут немногие. Появившиеся в некоторых СМИ «уличные» интервью свидетельствуют о том, что «протестуют», в особенности, пожилые люди за 500 леев в день (25 евро).
Правительственное здание вдобавок «взято в кольцо» еще и сотрудниками правоохранительных органов. Якобы для недопущения эскалации ситуации.
Беспрецедентным в нынешней ситуации является и то, что впервые за годы независимости Молдовы так бурно и живо подвергаются обсуждению и критике решения Конституционного суда – об истечении срока формирования правительства и о роспуске парламента. По мнению подавляющего большинства экспертов, среди которых и бывшие председатели Конституционного суда, специалисты в области конституционного права, правительство и парламентская коалиция совершенно легитимны. По этому вопросу высказался и бывший руководитель представительства ЕС в Молдове Кальман Мижеи, заявивший, что «Конституционный суд, будучи аффилированным Демпартии, крайне произвольно подошел к толкованию Конституции».
Бывшие председатели КС Молдовы Виктор Пушкашу и Думитру Пулбере считают, что при вынесении решений члены КС нарушили «Кодекс конституционной юрисдикции», а бывший член Конституционного суда Николае Осмокеску вообще призвал нынешний состав конституционной инстанции «уйти в почетную отставку». Осмокеску заявил, что новое правительство Молдовы «абсолютно законно».
Аргументация для таких заявлений – неверное толкование Конституционным судом статьи о роспуске парламента (в статье написано 3 месяца, а не 90 дней). С аналогичным заявлением выступил и Союз адвокатов Молдовы. А президент Игорь Додон не исключает возможность пересмотра решений конституционной инстанции.
ДИАЛОГ ГЛУХОГО С НЕМЫМ
Тем временем, Демократическая партия, несколько поменяв тональность, устами экс-спикера парламента Андриана Канду призвала лидеров парламентской коалиции к диалогу. Представители парламентского большинства от диалога не отказались, однако заявили, что состояться он может лишь в стенах парламента, куда Демократическую партию и пригласили… на правах парламентской оппозиции. Но этот вариант не устроил уже представителей ДПМ, хотя они продолжают настаивать на диалоге, который будет «способствовать урегулированию ситуации». А в перерывах между этим своеобразным «пинг-понгом» коалиционное большинство призывает демократов к мирной передаче власти. Вот, практически, и весь диалог. За исключением обоюдоострых заявлений, которые «озвучиваются», практически, в круглосуточном режиме.
В частности, выступая на пресс-конференции в Кишиневе, новый министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Нику Попеску заявил, что дипломаты обязаны служить стране, а не политическим партиям, назвав блокирование протестующими здания МИД «национальным позором для Молдовы». Затем последовало и одно из первых решений Попеску: министр отозвал (для консультаций) Посла Молдовы в США Кристину Балан. Причем, отозвал с весьма жесткой формулировкой: «отныне любые шаги, предпринимаемые Кристиной Балан, не отражают позицию законных властей Молдовы».
В сложившейся ситуации, в начале недели лопнуло, образно говоря, терпение у президента Румынии Клауса Йоханниса. Он направил открытое письмо Дональду Туску и Жан-Клоду Юнкеру с требованием экстренного вмешательства в процесс урегулирования политического кризиса в Кишиневе, выразив обеспокоенность возможной дестабилизации ситуации во всем регионе.
После заявления группы сотрудников одного из управлений МВД о поддержке нового правительства все они в тот же вечер были уволены. Их примеру последовал и один из сотрудников Пограничной полиции, который заявил, что хотел бы жить в своей стране, со своей женой и детьми, а не ездить, как полстраны по заграницам на заработки, отметив, что так думают многие его коллеги. Данные о дальнейшей его судьбе пока неизвестны, но сам пограничник заявил, что не боится увольнения.
Прибытие в Инспекторат полиции министра МВД в правительстве Санду Андрея Нэстасе (в здание Инспектората его так и не пустили) едва не завершилось потасовкой между ним и главой Генерального инспектората полиции Александром Пынзарь (уволенного, кстати, со своего поста тем же министром Нэстасе).
В этот же день новый премьер Майя Санду выступила со специальным обращением к начальнику Генерального Инспектората полиции. Она призвала Пынзаря не становиться соучастником узурпации государственной власти, так как это, согласно Конституции, тягчайшее преступление против государства и наказывается тюремным заключением сроком от 15 до 20 лет, и отметила, что Главой Генерального инспектората уже назначен Георге Балан.
Еще одним неожиданным откровением было заявление президента Молдовы Игоря Додона (оно прозвучало в эфире общественного телевидения), который заявил, что его политические оппоненты угрожают его семье и готовят на него покушение, то есть физическое его устранение, что, по словам президента, на руку Демократической партии.
Демократы заявление пока никак не прокомментировали. Как бы там ни было, но Служба государственной охраны заявила, что «приняла к сведению» заявление президента.
В одном из сыплющихся на головы граждан страны как из Рога изобилия заявлений министр экономики и инфраструктуры Молдовы Вадим Брынзан заявил, что, согласно имеющейся у него информации, со счетов предприятий с государственным капиталом в офшоры вывозятся огромные финансовые суммы, причем наличными. Так ли это на самом деле, покажет лишь обещанный министром аудит всех предприятий. Однако, народ призадумался. Министр же ограничился пока призывом к государственным чиновникам не стать соучастниками финансовых преступлений.
В этой невероятной путанице мнений и заявлений, в которой простому человеку просто немыслимо понять, где чье правительство и кто против чего протестует, а тем более, к кому по каким вопросам обращаться, не говоря уже о том, когда страна вернется к нормальной жизни, так как решение простых социальных вопросов и жизненно важных проблем в этой битве за « комфортное место под солнцем» «зависло» на неопределенное время. А заявлениями о признании или непризнании правительства детей, как говорят, не накормишь.
На воскресенье, в день Святой Троицы в молдавской столице запланирован «народный марш» в поддержку новой власти. Об этом заявили и президент Додон, и премьер Санду, и новый глава МВД Нэстасе. Демократы, в свою очередь, назвали этот шаг безответственным, так как это может привести к нежелательным столкновениям между противоборствующими сторонами.
Станет ли грядущий «народный марш» подспорьем в урегулировании усугубляющегося кризиса? Доживем, как говорится, до воскресенья.
Параллельно с продолжающимся противостоянием Центральная избирательная комиссия уже заявила о начале подготовки к досрочным выборам, объявленным «старым» правительством на 6 сентября, однако, один из лидеров парламентской коалиции, новый глава МВД Андрей Нэстасе, в свою очередь, заявил, что «пока коалиция не освободит страну от мафии, никаких выборов не будет». Таковы, к сожалению, реалии сегодняшней цветущей Молдовы.
(Продолжение следует).
Зинаида Гурская, Кишинев