Стойкие западные демократии оказались не готовыми фактически выполнить свой долг и указать России на ее место
Комфортная поза европейских демократий в угоду России, а также попытки очевидно неадекватными мотивами любой ценой удержать международного хулигана в СЕ – несет огромные репутационные убытки и усугубляет кризис.
Последние события вокруг подготовки летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 24-28 июня демонстрируют довольно неприятный, негативный и опасный тренд, цена воплощения в жизнь решений вокруг которого может измеряться не только потерей доверия к СЕ, но и углублением институционального и ценностного кризисов организации на фоне ослабления европейских демократий в целом.
Коротко, о чем идет речь. В июне исполняется два года, как Россия не платит в бюджет Совета Европы членские взносы. Москва прибегла к такому финансовому шантажу, потому что «обиделась», что на ее делегацию в 2014 году Парламентская ассамблея начала накладывать санкции, включая лишение права голоса, в ответ на агрессию против Украины и оккупацию Крыма. На сегодня речь идет о долге приблизительно в 66 млн евро (по 33 в год). Учитывая долю за 2019-й, можно уже говорить о сумме невыполненных финансовых обязательств со стороны России на сумму 100 млн евро.
Следовательно РФ, чтобы избежать санкционного позора, с 2015-го просто прекратила заявлять свою делегацию для участия в работе Ассамблеи. При этом следует акцентировать внимание: никто не выгонял российскую делегацию из Совета Европы и уставного органа организации – ПАСЕ; участие или не участие в той или иной организации – это суверенное решение и право государства, в данном случае Кремля; РФ сознательно и намеренно прибегла к финансовому и политическому шантажу СЕ и некоторых ее стран-членов, требуя безусловного обеспечения условий, которые бы сделали невозможным наложение санкций на российскую делегацию.
СДАТЬ СОВЕТ ЕВРОПЫ В УГОДУ РОССИИ
Согласно уставу Совета Европы, если страна в течение двух лет не выполняет свои уставные обязательства, не уплачивая членские взносы, тогда другой уставной орган – Комитет министров (КМСЕ) – может (не должен, но может) наложить санкции путем ограничения репрезентативных прав, и даже исключить нарушителя из организации.
Такое заседание КМСЕ на уровне министров иностранных дел состоялось 17 мая в Хельсинки. Оно проходило в торжественной атмосфере празднования 70-летия Совета Европы. Но эта юбилейная дата, вместо утверждения неуклонности и решимости организации в защите демократии и прав человека на континенте, цинично показала лишь готовность некоторых европейских демократий сдать интересы СЕ в угоду России.
Главы МИД не только не указали РФ на недопустимость такого поведения, на необходимость выполнить обязательства перед организацией и международными партнерами, Украиной в частности, но и поддержали безусловное возвращение российской делегации в ПАСЕ летом – даже если это нарушает устав Совета Европы.
И это уже почти стало поводом для Москвы готовиться к «победе» и показать по внутреннему телевизору своим гражданами – мол, наша политика правильная, «Крым наш», и никто в Европе и в мире жить без России не может. А следовательно, это только подстегивает агрессора продолжать пытаться ослаблять Европу, атаковать Украину, пренебрегать международными обязательствами и вести бизнес с Германией и Францией под взаимным видом, якобы ничего не произошло.
УКРЕПИТЬ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ИЛИ ОТСТУПИТЬ ОТ РЕГЛАМЕНТА?
На сегодня основные заседания в ПАСЕ относительно подготовки проведения июньской сессии состоялись. К сожалению, почти все решения, которые хотела пропихнуть в Ассамблее российская сторона и пророссийское лобби в Ассамблее, предварительно приняты. Прежде всего речь идет о проекте повестки сессии, который утвердило бюро ПАСЕ. Как представляется, документ подготовлен четко и намеренно – именно так, как заказал Кремль. В нем, в частности, заранее предусмотрена последовательность процедур, которая противоречит действующему регламенту Ассамблеи, но может быть утверждена делегатами. Речь идет о том, что формально, согласно действующих правил, российская делегация вообще не может, не имеет права подавать свою делегацию на заседание ПАСЕ в течение всего этого года, российская сторона не явилась на Ассамблею на первую сессию в январе. Напомню, что тогда, в январе, даже самый пророссийский политик в Совете Европы – генеральный секретарь организации Турбьерн Ягланд - констатировал: РФ нет в январе, поэтому российская делегация потеряна для ПАСЕ на весь 2019 год.
Но сейчас в ПАСЕ предлагают отступить от регламента. И именно в угоду России, безусловно и цинично. Такие предложения утвердил на этой неделе регламентный комитет Ассамблеи. Речь идет о проекте многострадальной резолюции от бельгийской сенатора Петры Де Саттер об ««укреплении процесса принятия решений Парламентской ассамблеи относительно полномочий и голосования». Этот документ уже выносился на ПАСЕ осенью прошлого года, но был решительно отвергнут делегатами. Россия тогда в очередной раз проиграла в Ассамблее. Но сейчас ситуация изменилась.
ЦИНИЧНАЯ ИСКУССТВЕННОСТЬ ЛЕТНЕЙ АССАМБЛЕИ
О чем же идет речь. Проект резолюции содержит три ключевых момента.
Во-первых, предлагается почти полностью ликвидировать механизм наложения санкций на национальные делегации. Как объясняется, право члена Ассамблеи голосовать, выступать и быть представленным не может быть ни лишено, ни приостановлено. Итак, если пророссийское лобби в ПАСЕ не может помешать наложению санкций на Россию, то проще просто ликвидировать такую возможность путем внесения изменений в регламент.
Во-вторых. Ассамблее предлагается дословно - «отступить от правил» и признать, что Россия может представить свою делегацию на сессию ПАСЕ в июне. Это относительно ситуации, что Москва намеренно не подала своих депутатов в январе, прекрасно понимая правила и последствия, но может добиться «отступлений и уступок» в Ассамблее.
Циничную искусственность и явное приспособление регламента ПАСЕ в интересах именно РФ подтверждает также и проект повестки дня летней сессии, о котором упоминалось выше. Согласно правил, страны-члены должны заявить о полномочиях своих национальных делегаций еще накануне первого дня сессии, которая начинается в понедельник. Следовательно, первым вопросом Ассамблея утверждает эти полномочия. Это делается один раз в сессию – и точка. Но для российской делегации указанная процедура запланирована отдельно, на вторник, чему будет предшествовать голосование ПАСЕ за резолюцию, в которой для Москвы предлагаются беспрецедентные и непонятные уступки.
КОРРУМПИРОВАННОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ХУЛИГАНОМ
Украинской делегации и друзьям Украины в ПАСЕ в течение предыдущих лет удавалось неуклонно и твердо отбивать попытки пророссийского лобби в СЕ и Ассамблее обеспечить выполнение прихотей Москвы.
Обидно, но сегодня конфигурация политической принципиальности и решительности в отпоре хулигану и агрессору в формате организации, смыслом существования которой является утверждение и защита демократии и прав человека, – неадекватно изменилась.
В форпосте поддержки безусловных требований российской стороны в СЕ стоят Германия и Франция. В дипломатических кругах Совета Европы отмечают, что в этом вопросе Берлин и Париж крайне опасаются публичности, чтобы в СМИ не появлялась открытая критика этих столиц, что они здесь играют на поле Кремля.
Личное откровенное лобби и симпатии к РФ имеет также генсек СЕ Ягланд, который очень мотивирован завершить в октябре свою карьеру на этом посту и отпраздновать в июне юбилей организации в кругу российских депутатов.
При этом пророссийский заговор в Совете Европы в качестве аргументации в пользу вынужденных безусловных уступок Москве использует абсолютно нелепый тезис относительно якобы заботы о самих российских гражданах. Мол, если Россия выйдет из СЕ, то 140 миллионов россиян будут лишены права защищать свои права в Европейском суде по правам человека. Даже в той ситуации, что самому Кремлю наплевать на решение этого суда, и никто в РФ их выполнять не собирается. Это, собственно, указано в российском законодательстве, которое игнорирует примат международного права.
Что касается самих россиян. Это их суверенное право – выбирать и иметь такую власть, жить при таком режиме и в условиях таких решений, которых они заслуживают.
И аргументы Украины перед коллегами в Совете Европы, в конце концов – жизни украинцев, которых ежедневно во время агрессии убивает Россия, что значительно важнее и дороже российских прихотей в СЕ, в том числе и за российские деньги, – увы, не находят преимущественного понимания и поддержки в некоторых влиятельных европейских столицах, включая Берлин и Париж.
Стойкие западные демократии оказались не готовыми просто выполнить свой долг и указать самой большой по территории стране Совета Европы на ее место. Дальнейшее умиротворение агрессора и относительный комфорт сосуществования с международным хулиганом в коррумпированной среде только углубляют кризис организации и сводят на нет смысл и значение ее существования в современных условиях.
Андрей Лавренюк, Страсбург