С «триумфом» российской делегации кризис Совета Европы только углубился
Последняя неделя июня в Страсбурге выдалась жаркой. Аномально высокая температура воздуха объединилась с горячими политическими баталиями на летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Результат для Ассамблеи – очевидный и отрицательный: безусловное возвращение российской делегации, которое комфортно обеспечили западные демократии, лишь продолжило скатывание Совета Европы в упадок, потерю авторитета и доверия. Символично, что произошло это в юбилейную, 70-ю годовщину организации, празднование которой проходит с акцентом на огромных достижениях в утверждении демократии, верховенства права, защиты прав человека – именно тех ценностей, приверженность которым как раз и была цинично растоптана в эти дни в Страсбурге.
В КУЛУАРАХ РОССИЙСКОГО ЛОББИ
Очень обидно, что такое прекрасный французский город может быть вписан в крылатое выражение европейской истории: «страсбургский заговор», или «зрада». В будущей статье в энциклопедии это может быть сформулировано примерно так: кулуарные договоренности группы стран-членов Совета Европы во главе с Германией и Францией, комплекс политических, дипломатических и международно-правовых мероприятий, которые обеспечили в июне 2019 года преднамеренную и целенаправленную отмену санкционного механизма ПАСЕ и позволили России нарушать международное право в обмен на возврат в Ассамблею и восстановление уплат членских взносов в организации.
Очень коротко по сути развития событий. После начала российской агрессии против Украины, оккупации Крыма в 2014 году, ПАСЕ, поддерживая жесткие и бескомпромиссные требования Украины, ввела санкции против российской делегации. Основные ограничения предусматривали лишение права голоса, участия в работе органов Ассамблеи, права вносить проекты резолюций и поправок к ним. Чтобы избежать санкционного давления, очередной компрометации международной репутации, Москва с января 2016-го просто перестала заявлять свою парламентскую делегацию на сессии ПАСЕ. А с июня 2017 года перестала уплачивать членские взносы в бюджет Совета Европы, что является грубым нарушением устава организации.
На протяжении более пяти лет Украине вместе с друзьями, партнерами удавалось решительно противостоять России и ее лобби в СЕ и ПАСЕ. Казалось, украинские позиции в Ассамблее, подкрепленные очевидными политическими, дипломатическими, международно-правовыми аргументами, незыблемы, пока Россия не прекратит агрессию, не уберется с Донбасса и Крыма, не освободит украинских политзаключенных и не выполнит все международные обязательства, для ее представительства в ПАСЕ нет места.
Наиболее радикальные сценарии предусматривали и исключение (или добровольный выход) РФ из Совета Европы. Позиция четкая и понятная: если страна не может или не желает быть участником европейской конвенционной системы защиты прав человека, то это ее суверенное право. Как и воля народа, который доверяет кремлевскому режиму управлять страной.
«ХИМИЧЕСКАЯ КАСТРАЦИЯ» В УГОДУ КРЕМЛЮ
Однако настроения в Совете Европы и ПАСЕ начали коренным образом меняться в пользу Москвы. Все чаще из ведущих европейских столиц идут сигналы о недопустимости оставления Россией Совета Европы, продолжении политического диалога, о необходимости политического урегулирования так называемого кризиса организации – институционального и финансового, – который был искусственно и намеренно спровоцирован российским финансовым шантажом. К слову, по состоянию на конец июня долг РФ перед бюджетом Совета Европы составит около 100 млн евро. На сегодня сумма существенная, но не критическая для остальных 46 стран-членов.
В форпосте пророссийского лобби в Совете Европы стоят Германия и Франция. Париж и Берлин решили любой ценой вернуть Россию в ПАСЕ.
Чтобы предотвратить возможность внедрения в дальнейшем санкций против российской делегации, было решено просто отменить или критически ограничить сам санкционный механизм. Провести, так сказать, «химическую кастрацию», как об этом заявил посол Великобритании при СЕ, своих полномочий воздействовать на нарушителей.
Кроме того, и это наибольшее измерение цинизма и признак умышленного затягивания России в ПАСЕ, в резолюции нарушается исключительная процедура, чтобы позволить российской делегации заявиться на летнюю сессию. Ведь, согласно регламенту, если страна не подала свою делегацию на первую сессию в январе, она выбывает из работы ПАСЕ на весь текущий год.
КОАЛИЦИЯ ПО УМИРОТВОРЕНИЮ АГРЕССОРА
О важности этого голосования для пророссийского лобби в Ассамблее свидетельствует беспрецедентность процесса принятия решения. Он длился почти девять часов и закончился в 1 ночи. Такого в истории ПАСЕ еще не было. Украинские делегаты вместе с друзьями в Ассамблее внесли на рассмотрение больше 200 поправок. Некоторые из них имели принципиальное значение, чтобы ослабить «российскую» резолюцию, оставить парламентскому измерению СЕ санкционные полномочия и независимость. Но много предложений к тексту были элементами известной парламентской тактики, чтобы нормотворческим спамом затянуть процесс, истощить присутствующих на заседании, максимально использовать рычаги убеждения в недопустимости уступок агрессору, сдачи ценностей и принципов, углубления кризиса в организации.
Автор проекта резолюции – бельгийский сенатор Петра де Суттер - на все предложения, замечания, возражения украинских и британских парламентариев отвечала: это не существенно; это меняет цель и направленность резолюции (безусловно вернуть РФ); я не согласна и имею на это право.
Каждая из поправок проходила с красным минусом, то есть отклонялась.
Ход и результаты голосования уличили конфигурацию пророссийского лобби в ПАСЕ, показали «героев» борьбы за умиротворение и поощрение агрессора.
Полностью «российскую» резолюцию поддержали Андорра, Австрия, Азербайджан, Кипр, Испания, Исландия, Норвегия, Сербия, Сан-Марино и Турция.
Преимущественно проголосовали «да» Армения, Бельгия, Швейцария, Германия, Хорватия, Молдова, Нидерланды, Португалия, Словакия, Чехия, а также Италия.
Безоговорочно в полном составе против безусловного возвращения РФ в Ассамблею выступили делегации Украины, Великобритании, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии.
Единственный представитель в ПАСЕ от Словении воздержался.
НИКТО НЕ СОМНЕВАЛСЯ: РФ НИЧЕГО ВЫПОЛНЯТЬ НЕ БУДЕТ
Российская делегация «триумфально» зашла в здание Дворца Европы, где заседает ПАСЕ. В форпосте россиян были депутаты Толстой и Слуцкий.
Последний, напомню, обвиняется в насилии против женщин.
На вопрос журналистов Толстой сразу отрезал, что РФ никаких резолюций Ассамблеи выполнять не будет, и что Россия – великая страна, наибольшая в Европе, а Евросоюз – это лишь незначительная часть континента. С последним мнением нельзя не согласиться, ведь научная репутация географии и геодезии не подвергается сомнению, когда речь идет о площади стран в рамках международно признанных границ.
Но из зоны комфорта россиян и их друзей в Ассамблее вывели украинские и грузинские парламентарии, которые обжаловали полномочия делегации РФ.
Также было заблокировано автоматическое избрание одиозного представителя Госдумы Слуцкого вице-президентом ПАСЕ. По полной процедуре в два тура ПАСЕ провалило голосование за кандидата. Следовательно, российская квота на высокий пост в Ассамблее была скомпрометирована и отброшена.
Но это была единственная позитивная новость в тот день.
Окончательно Ассамблея утвердила свой путь к упадку, разладу и потере смысла после того, как полномочия российской делегации были ратифицированы в полном объеме и безусловно. Ни одна из поправок, внесенных украинскими, британскими, грузинскими и литовскими делегатами в проект соответствующей резолюции, не были поддержаны. Речь шла о временных санкциях в отношении РФ, в частности, относительно запрета участвовать в мониторинговых миссиях ПАСЕ. Таким образом Ассамблея обеспечила себе абсурдную ситуацию, когда представители страны-агрессора могут заявиться наблюдателями за внеочередными парламентскими выборами в Украине 21 июля.
Конечно, таких «наблюдателей» Украина на свою территорию не пустит. Но тогда, формально, может сама оказаться под давлением и критикой ПАСЕ.
Ситуация кажется абсурдной, и кризис Совета Европы и его уставного органа Парламентской ассамблеи лишь углубился.
И здесь очень важно отметить, что Украина не осталась сам на сам в условиях, когда западные демократии, и не очень демократии на восточных границах Европы, капитулировали перед зарвавшимся соседом. Семь стран объявили о демарше, приостановили работу на летней сессии и отбыли в свои столицы для консультаций с парламентами и правительствами. Вместе с Украиной демарш поддержали делегации Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Словакии.
«ОБНУЛЕНИЕ» СУДА И FUCK ОТ КАСПАРОВА
О причинах сложившейся ситуации можно говорить, дискутировать, спорить с многих позиций реальной геополитики, ценностей европейской конвенционной системы, национальных интересов отдельных стран и групп стран, а также неблагоприятной внутренней ситуации в самой Украине.
Как это объясняют крупные западные демократии. И Германия, и Франция основываются на риторике о защите прав россиян, которые могут потерять возможность защиты в Европейском суде по правам человека. Этот аргумент не выдерживает критики. Ведь, согласно национальному законодательству, РФ, нарушая Европейскую конвенцию прав человека, позволяет себе не выполнять решения ЕСПЧ, если они якобы противоречат российской конституции.
Актуально об этом высказался известный российский адвокат и правозащитник Марк Фейгин, который сам внес несколько исков в Европейский суд против государства РФ. По убеждению правозащитника, уступки России в Совете Европы и ПАСЕ лишь «обнулят» значение ЕСПЧ для Москвы, ведь безнаказанность за невыполнение обязательств будет лишь поощрять Кремль к дальнейшим нарушениям международного права и внутренних репрессий.
Еще одним аргументом для крупных европейских столиц поддерживать диалог с Москвой любой ценой является также якобы обращение об этом от российского гражданского общества и правозащитников.
Комментируя такую позицию, российский оппозиционный политик Гарри Каспаров в прямом нецензурном смысле послал куда подальше, в частности МИД Германии, в ответ на поздравления по случаю принятия «российской» резолюции.
«От имени российского гражданского общества, которое заставили жить за рубежом, да пошли вы! Умиротворение диктатора и поощрение агрессора все только ухудшает. Так было всегда», – заявил Каспаров.
Кроме того, в западной риторике преобладает стереотипное мнение о невозможности Европы без России, о неотъемлемом историческом месте РФ в Европе, о недопустимости появления новой разделительной линии в Европе и тому подобное.
Эту риторику, в частности, любит повторять один из крупнейших российских лоббистов – генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. Ну, очень хочет норвежский политик отметить с россиянами 70-летие СЕ, чтобы пойти осенью на политическую пенсию.
А результаты работы заангажированного Москвой Ягланда уже будет в полной мере ощущать новый генеральный секретарь – хорватский политик Мария Пейчинович-Бурич.
Украинские парламентарии в выборах нового генсека не участвовали.
ДЕНЬГИ ПОБЕЖДАЮТ ЦЕННОСТИ
Другое обоснование «чрезвычайной» необходимости возвращения России лежит в финансовой плоскости. Мол, санкции против РФ в Ассамблее привели к институциональному и финансовому кризису СЕ. Если до 1 июля российская сторона не возобновит выполнение финансовых обязательств, то в Совете Европы будет запущен чрезвычайный план, который предусматривает значительное сокращение активности организации, сокращение финансирования многих программ, увольнение 250 сотрудников.
Объективно, ежегодная доля России в 33 млн евро финансовых взносов (7-10% от всего бюджета) не является такой большой для остальных 46 стран. При наличии политической воли, эти средства можно пропорционально распределить среди остальных членов СЕ. Напомню, в сентябре 2018 года Украина, как жест доброй воли, дополнительно уплатила в бюджет Совета Европы 400 млн евро.
Но политическая воля крупных западных демократий лежит в других измерениях: нельзя беспокоить агрессора, удерживать геополитическое умиротворение и спокойствие. История уже знала такие примеры, а нынешняя действительность дает основания для ассоциаций «мюнхенского сговора» со «страсбургской зрадой».
Андрей Лавренюк, Страсбург