В чем цена членства России в Совете Европы? В евро? В ценностях? В жизнях украинцев?
Финансовый шантаж Москвы, опасения геополитических последствий и «забота» о российских гражданах заставляют европейские демократии поступаться ценностями ради денег и умиротворения агрессора.
ПРИОРИТЕТЫ СЕССИИ: ОТ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ К ЯЙЦЕКЛЕТКАМ
На этой неделе в Страсбурге проходит весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Она традиционно проходит без российской делегации, которая с января 2016 года не подает заявку на участие в заседаниях Ассамблеи. Россия обижена, что лишена права голоса в ПАСЕ, и с июня 2017-го отказывается выполнять свою уставную обязанность – платить взносы в бюджет Совета Европы.
К слову, в этом году в сессиях Парламентской ассамблеи не участвует и делегация Боснии и Герцеговины. Там парламент еще переживает внутренние политические проблемы после выборов в октябре прошлого года.
Повестка дня апрельской сессии насыщенна и включает в целом важные вопросы защиты прав человека во взаимодействии СЕ с Евросоюзом и ООН, борьбы с языком ненависти и роли политических лидеров в этом, недопущения сексизма и сексуальных домогательств в парламентах, противодействия отмыванию денег, влияния социальных медиа на права человека. Парламентарии также обсуждают баланс прав между детьми, родителями и донорами в ситуациях анонимной сдачи спермы или яйцеклеток.
СНЯТИЕ САНКЦИЙ С РФ: «ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ»
Однако не эта проблема сегодня больше всего беспокоит европейские демократии. На фоне невозможности найти поддержку большинства делегатов, чтобы вернуть российскую делегацию в ПАСЕ, оставить РФ в Совете Европы, пророссийское лобби продолжает искать разные юридические, процедурные, институциональные варианты выполнения прихотей Москвы в условиях продолжения агрессии против Украины, оккупации украинских территорий, вопиющего нарушения Россией прав человека, международного права, устава и принципов самого СЕ.
Все предыдущие такие попытки терпели в ПАСЕ неудачи и свидетельствовали о бесспорных победах Украины и наших друзей в Европе на парламентском и дипломатическом фронте.
Кремлевская стратегия финансового и геополитического шантажа Совета Европы и ПАСЕ с целью спровоцировать политический, экономическуий и институциональный кризис, ослабить организацию, заставить европейские демократии поступиться принципами, не брать во внимание 13 тыс. украинцев, которые погибли в результате продолжающейся российской агрессии, способствует разоблачению циничных устремлений некоторых стран-членов умиротворить агрессора.
На этой неделе такие попытки пытались провести через срочные дебаты по вполне даже позитивной и конструктивной проблематике. Речь идет о докладе известного пророссийского сенатора из Нидерландов Тини Кокса относительно роли и миссии Парламентской ассамблеи в условиях главных вызовов будущего.
Сам автор доклада и другие депутаты, которые его поддержали, отмечали, что документ совсем не о России, что говорится о необходимости вывода СЕ из системного кризиса, усиления эффективности его деятельности, большей координации, синергии и взаимодействия между уставными органами.
Следовательно, в одном из пунктов документа была скрыта ловушка, которая потенциально может создать «возможность для возможности» снятия санкций с РФ и возврата ее делегации в ПАСЕ.
Инициатива предусматривает, что вопросы санкций, мониторинга поведения страны в Ассамблее должны решаться исключительно, как это сейчас, решением делегатов, то есть на парламентском уровне, но и с привлечением и влиянием другого уставного органа Совета Европы – Комитета министров, а также генерального секретаря организации. Таким образом, как охарактеризовал ситуацию постоянный представитель Британии в СЕ, Парламентская ассамблея согласилась сделать себе «химическую кастрацию». То есть в угоду и выполняя односторонние требования России – частично лишить себя независимости и полномочий.
Благодаря активной работе украинской делегации, конечный текст принятой резолюции не обеспечит снятие санкций против РФ, ведь предложенная процедура получила статус дополнительной на фоне сохранения существующих правил.
ЗАБОТА О ПРАВАХ РОССИЯН: НА САМОМ ДЕЛЕ ИСКРЕННЕ?
Также украинскую делегацию возмутило особое внимание со стороны Ассамблеи, как это видно из текста документа, к России.
«ПАСЕ также призывает к более активному диалогу, чтобы избежать ситуации, когда крупнейшую страну-члена попросили бы покинуть Совет Европы, или же она сама решила это сделать, со всеми последствиями, вытекающими из этого, для российских граждан и геополитики», – указано в резолюции.
То есть государство вполне сознательно и намеренно не выполняет и не собирается выполнять своих обязательств, продолжает финансовый шантаж остальных 46 стран-членов, а ПАСЕ беспокоится о геополитических последствиях, чем почти уговаривает международного хулигана не покидать Совет Европы.
Целесообразно отметить и политико-юридическую формулу, которую выбрало руководство Совета Европы и друзья Кремля в ПАСЕ, для объяснения такого «чуткого беспокойства» за судьбу РФ в организации. На все адекватные и объективные вопросы, почему же так упорно продолжается защита агрессора, ответ в основном аргументируется необходимостью ответственности и заботы о 140 млн российских граждан, которые останутся без защиты Европейской конвенции по правам человека в случае выхода их страны из Совета Европы. Такую позицию поддерживает и продвигает и действующий генсек СЕ Турбьерн Ягланд, который заявляет о какой-то грани, которая разделит 700 млн граждан 46 стран Совета Европы и 140 млн россиян. Отвечая на вопросы делегатов Ассамблеи, Ягланд привел свежий пример, когда Европейский суд по правам человека обязал государство Россия выплатить 22 тыс. евро российскому оппозиционеру Навальному. По словам Ягланда, вот, мол, как эффективно действует ЕСПЧ, и что россиян нельзя лишать доступа к такой институции по защите своих прав. При этом норвежский политик наверное забыл упомянуть, что правительство РФ не выполняет и не собирается выполнять решения Европейского суда, что и было четко подтверждено в тот же день в случае с Навальным.
32 МИЛЛИОНА СРЕБРЕНИКОВ РАДИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КОМФОРТА
Следовательно, если искренность заботы о российских гражданах со стороны европейских демократий вызывает сомнение, тогда более приближенными к реальности и правдивости мотивами выполнять требования Москвы остаются факторы финансового комфорта и геополитического спокойствия, нежелание противостоять самой большой по величине в Европе стране.
На сегодня российская сторона имеет задолженность перед бюджетом Совета Европы в 32 млн евро. Это не такая и большая сумма для остальных 46-ти стран-членов. Украина в сентябре 2018 года уже выделила, как жест доброй воли, дополнительно в бюджет организации 400 тыс. евро. Премьер-министр Грузии, выступая на этой неделе в ПАСЕ, также заверил, что его небольшая страна готова предоставить 500 тыс. евро. Для таких крупных и экономически развитых стран, как, например, Франция и Германия, подобные суммы вообще не станут обузой. В конце концов, согласно существующему порядку, РФ все равно должна заплатить эти 32 миллиона. Для этого предусмотрены судебные процедуры с перспективой ареста российских государственных активов в Европе.
В июне исполнится два года, как эта страна не платит взносы. Согласно уставу организации, в таком случае Комитет министров СЕ может (не должен, не обязан, но может) лишить такую страну-члена репрезентативных прав или вообще членства в Совете Европы. Москва может и сама принять решение покинуть организацию. Для Кремля это будет большим геополитическим поражением. Поэтому шантаж, запугивание, кулуарные политические и дипломатические договоренности между РФ и некоторыми правительствами в Европе все больше активизируются. К сожалению, циничная прагматичность и притворство, что якобы ничего не происходит (business as usual), все активнее преобладают в Совете Европы, углубляют искусственно спровоцированный Москвой кризис организации.
Сегодня Украине в очередной раз удалось сдержать нападение на европейские ценности, но битва продолжается.
Андрей Лавренюк, Страсбург